Рассматриваются доктринальные, концептуальные и иные основы Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, принятой в 2008 г. (далее – Стратегия-2008) и учитывающей как основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, так и стратегические приоритеты, национальные интересы России, заявленные в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации и в других стратегических документах страны. Анализируются итоги осуществления Стратегии-2008, в том числе в области достижения заявленных в ней ключевых показателей эффективности, касающихся участия России в международных рейтингах в области развития информационного общества и вхождения страны в число двадцати ведущих стран мира. Особое внимание уделено итогам реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, утвержденной в соответствии со Стратегией-2008. Подвергнуты анализу содержание, приоритеты и понятийный аппарат Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. (далее – Стратегия-2017), определившей цели, задачи, принципы и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения ИКТ, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов. Обосновывается необходимость среди заявленных в Стратегии-2017 национальных интересов в области цифровой экономики особое внимание обратить на формирование новых рынков, основанных на использовании ИКТ, обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики и на защиту интересов российских граждан, обеспечение их занятости, чтобы развитие цифровой экономики не ущемило их интересы. Рассмотрены правовые новации, вводимые в целях развития цифровой экономики, и содержание Национальной программы «Цифровая экономика» (в том числе ее функционал по реализации федеральных проектов). Высказана озабоченность в части оценки возможностей финансирования указанной программы (срок ее действия – 2018–2024 гг.) в основном за счет федерального бюджета не в ущерб другим направлениям социально-экономического развития страны и ее регионов; подвергнута сомнению способность органов государственной власти (особенно Минфина, Министерства цифровой экономики и связи, Минэкономразвития РФ) и Счетной палаты России обеспечить должную эффективность реализации национальной программы «Цифровая экономика» и ее шести федеральных проектов.
2. Дрожжинов В. Глобальное информационное общество: покой нам только снится. URL: https://www.itweek.ru/themes/detail.php?ID=71905.
3. Гринь Ю. Об итогах второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) и направлениях работы по реализации ее решений // Полит.ру: сайт. Россия, информационное общество и управление интернетом. URL: https://polit.ru/article/2006/03/03/grin/ (дата обращения: 02.06.2019).
4. Синкина А.А., Фадейкина Н.В. О Бюджете для граждан и модернизации бюджетного процесса на основе принципов прозрачности и открытости. Новосибирск: САФБД, 2016. 443 с.
5. Фадейкина Н.В., Синкина А.А., Баранова И.В., Глущенко Р.В. Влияние Стратегии развития информационного общества на повышение эффективности и транспарентности государственного менеджмента и бюджетного процесса // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6 (131). С. 3–20.