Трансферт инноваций оборонно-промышленного комплекса в гражданскую сферу является механизмом, который должен «запустить» сетевую модель инновационного процесса. В статье проведен анализ специфики стратегического менеджмента организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), которые ориентированы на командно-административную модель управления, обеспечивающую выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ), и установлено, что для успешной работы на гражданских рынках необходимо применять рыночную модель управления. Проблема интеграции указанных моделей во времени и пространстве рассмотрена в контексте корпоративной инновационной системы (КИС). Предлагаемая концептуальная модель разработки стратегии диверсификации организации ОПК основана на результатах анализа научно-технического потенциала и оценке инновационного потенциала КИС. При этом оценивается способность организации ООПК генерировать ценность не только для субъектов национальной инновационной системы для решения задач обеспечения конкурентоспособности государства на мировых рынках в области высоких технологий, но и для других субъектов гражданских отраслей за счет диффузии новшеств и их адаптации к потребностям рыночных сегментов. При этом учитывается специализация организации и возможность производства технологически связанной продукции гражданского назначения, поскольку системы сбыта принципиально различны. При оценке инновационного потенциала производится анализ следующих подсистем: продуктовой (научно-технический уровень выпускаемой продукции), ресурсной; организационной (соответствие организационной структуры инновационным целям); управляющей, подсистемы управления знаниями. Реализация предлагаемой концептуальной модели позволяет получить различные виды синергетических эффектов.
2. Никифорова Л.Е., Цуриков С.В. Интеграция систем стратегического и тактического управления: методический подход и его апробация // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4. С. 255–270.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
4. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Т. Виноградова и др. Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 684 с.
5. Анищенко Т.В., Никифорова Л.Е., Рубцов С.П. Управление конверсионными процессами в организациях ОПК: научно-технический и инновационный потенциал / В сборнике: Интеграция науки и общества на современном этапе // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.К. Бобров. Новосибирск: Издательство: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. С. 284–288.
6. Коно Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. / Общ. ред. О.С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. 383 с.