телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Модернизация бюджетного процесса на основе принципов публичного управления социально-экономическим развитием публично-правовых образований: 2004–2018 гг.

Вы здесь

Страницы: 
38-58
Код УДК: 
336.14:354:35.08
Рубрика: 
Авторы: 
Фадейкина Н.В. Доктор экономических наук по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», профессор  (rektor@nnet.ru)
Синкина А.А. Кандидат экономических наук  (aa.sinkina@yandex.ru)

Обосновывается, что базовым условием нового государственного менеджмента является модернизация бюджетного процесса при обеспечении его прозрачности, призванной повысить подотчетность лиц, ответственных за разработку и исполнение бюджетных решений, что предопределяет необходимость применения при реализации бюджетного процесса таких принципов публичного управления социально-экономическим развитием публично-правовых образований (ППО), как легитимность, транспарентность (прозрачность) государственных и муниципальных финансов, активное привлечение к бюджетному процессу гражданского общества, в том числе населения, и др. Анализируется первый этап модернизации бюджетного процесса – переход от модели управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами, провозглашенный в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг. Рассматриваются предпосылки разработки и принятия двух концепций реформирования межбюджетных отношений – Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 гг. и Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г., в которой получила развитие идеология открытости бюджетного процесса. Особое внимание уделено мониторингу качества управления региональными (муниципальными) финансами и оценке его результатов, задачам и мероприятиям Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., имеющей существенное значение для повышения эффективности деятельности администраций ППО по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах (в рамках реализуемого бюджетного процесса), повышению их доступности и качества, введенным в 2013 г. бюджетным правилам и обновленной их модели, переход к реализации которой начат в 2017 г. Подвергнуты анализу содержание и результаты реализации Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. и Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рассмотрены Основные направления бюджетной политики на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг., причем существенное внимание обращено на ключевые структурные меры бюджетной консолидации, развитие проекта «Бюджет для граждан», а также на применение партисипаторного и инициативного бюджетирования, основанных на непосредственном участии населения в определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Обоснован вывод, что, несмотря на положительные тенденции в расширении практики взаимодействия власти и общества, заинтересованность населения в участии в бюджетном процессе остается низкой, что предопределяет необходимость проведения с населением масштабной разъяснительной работы о целесообразности, преимуществах и продуктивности общественного участия в бюджетном процессе.

Файлы: 
Список литературы: 
1. Фадейкина Н.В. Реформа бюджетного учета: тенденции, проблемы, сомнения и надежды // Сибирская финансовая школа. 2007. № 1. С. 48–58.

2. Фадейкина Н.В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично- правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. C. 43–54.

3. Фадейкина Н.В., Леонов В.В., Баранова И.В. [и др.]. Развитие инструментария взаимодействия субъектов системы публичного управления социально-экономическим развитием территории / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2012. 443 с.

4. Минаков П.А. Публичная власть: политологический аспект. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. 199 с.

5. Севрюгин В.Е. О доктрине публичного управления в административном праве Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 3. С. 92–97.

6. Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР / отв. ред. Н.Р. Сапунов Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. 216 с.

7. Фадейкина Н.В., Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальный подход к организации системы публичного управления социально-экономическим развитием и бюджетным процессом территории // Влияние модернизации общественных и корпоративных финансов на структуру и содержание программ непрерывного профессионального образования в области экономики и менеджмента: сб. науч. тр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2012. С. 42–55.

8. Глушакова О.В. Публичное управление процессами обеспечения качества жизни в социально-экономических системах. Новосибирск: САФБД, 2012. 454 с.

9. Глушакова О.В., Вайсберг Я.А. О сущности, содержании и соотношении понятий «государственное управление», «социальное управление», «публичное управление // Сибирская финансовая школа. 2013. № 6. С. 3–9.

10. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М.: АСТ, 2002. 776 с.

11. Глушакова О.В., Фадейкина Н.В. Обеспечение качества жизни населения как цель функционирования системы публичного управления социально-экономическим развитием территории / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2014. 454 с.

12. Фадейкина Н.В., Синкина А.А. О внедрении Бюджета для граждан в системе нового государственного менеджмента // Сибирская финансовая школа. 2015. № 2 (109). С. 32–40.

13. Фадейкина Н.В. Концепции и программы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений: опыт ИБП России. Новосибирск: САФБД, 2008. 516 с.

14. Синкина А.А., Фадейкина Н.В. О Бюджете для граждан и модернизации бюджетного процесса на основе принципов прозрачности и открытости. Новосибирск: САФБД, 2016. 443 с.

15. Романовский М.В. [и др.]. Актуальные проблемы финансов: учеб. пособие / под ред. проф. Н.Г. Ивановой, проф. М.И. Канкуловой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. Разд. 1: Государственные и муниципальные финансы. 267 с.