Обобщается опыт Сибирского университета потребительской кооперации по трансформации структуры и содержания образовательных программ высшего образования с учетом требований ФГОС ВО и соответствующих профессиональных стандартов.
Цель статьи – рассмотреть вопросы применения профессиональных стандартов в содержании высшего образования в связи с необходимостью соответствия выпускников высшей школы ожиданиям рынка труда.
Методология работы представлена положениями Федерального закона об образовании в Российской Федерации, предопределившими редакцию ФГОС; требованиями последних к результатам образования, содержание и подходы к формированию которых вызвали потребность в обновлении реализуемых вузами образовательных программ.
Основные результаты заключаются в создании алгоритма проектирования образовательных программ на основе ФГОС ВО и профессиональных стандартов. Выделено восемь этапов: от создания группы разработчиков, определения видов профессиональной деятельности и типов профессиональных задач, к решению которых будет готов выпускник, до экспертизы обновленной образовательной программы и процедуры ее утверждения. Важным этапом разработки, непосредственно связанным с интеграцией трудовых функций в содержание профессионального обучения, с учетом международного опыта определен этап модулирования результатов обучения – перечня компетенций и их дескрипторов: знаний, умений, навыков / опыта деятельности. В статье подчеркивается, что существенным изменениям подвергаются оценочные материалы, с помощью которых измеряется степень сформированности компетенций.
Практическая значимость обусловлена тем, что предложенный алгоритм можно рассматривать в качестве механизма трансформации программного контента высшего образования, возможного к применению в других образовательных организациях.
2. Turumbetova L. Changes in the System of Higher Professional Education in Multiethnic Kazakhstan due to Globalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. PP. 4889–4893. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.1044.
3. Ford Ch., McMahon M., Hamilton G., Murray R. Rethinking Professional Standards to Promote Professional Learning // Professional Development in Education. 2016. Vol. 42. PP. 19–35. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/19415257.2014.999288.
4. Lester S. Professional Competence Standards and Frameworks in the United Kingdom // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2014. Vol. 39. PP. 38–52. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02602938.2013.792106.
5. Yachina N. The Problems of University Education in Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. PP. 2541–2545. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.618.
6. Pak Yu.N., Каbiyeva S.К. Innovation Aspects of Designing Educational Programs of Higher Education Based on Professional Standards // Modern Directions of Theoretical and Applied Researchers: Research Bulletin SWorld. 2013. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 (дата обращения: 28.01.2017).
7. Daniels J. Professional Learning in Higher Education: Making Good Practice Relevant // International Journal for Academic Development. 2016. PP. 1–12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1360144X.2016.1261352.
8. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
9. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31.
10. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31–36.
11. Поповичева Н.Е., Базарнова О.А. Взаимосвязь образовательного и профессионального стандартов в рамках реализации современных требований в области высшего образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 6 (36). C. 202–209.
12. Crawley E., Malmqvist J., Lucas W., Brodeur D. An Updated Statement of Goals for Engineering Education // The CDIO Syllabus v 2.0 [electronic resource]. 2011 (дата обращения: 25.01.2017).
13. Горычева С.Н., Елкин С.М. Методология «тюнинг» в проектировании и реализации основных образовательных программ // Вестник Новгородского государственного университета. 2012. № 70. C. 14–17.
14. Фадейкина Н.В., Кулагина Н.А. Проектирование образовательных программ высшего образования в целях гармонизации ФГОС и профессиональных стандартов: опыт ЧОУ ВО САФБД // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 27 сент. 2016 г. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной, д-ра экон. наук, доц. О.В. Глушаковой. Новосибирск: САФБД, 2016. С. 197–215.
15. Добровольская Е.В. Рекомендации разработчикам основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО // Вестник педагогических инноваций: науч.-практ. журн. 2010. № 3. С. 57–68.