телефон в шапке

+7-999-464-41-16
с 900 до 1800, пн-пт.

site-name

Контакты

Наш адрес:
Россия, 630099,
Новосибирск,
ул. Каменская, 56
(карта)
Телефоны:
редакция:
8-913-985-02-61
ответственный за выпуск:
8-999-464-41-16
ответственный за рекламу и распространение:
8-913-785-30-97
Материалы для публикации направляйте,
а также заявки на оформление подписки
и приобретение выпусков журнала
по адресу:

E-mail: sfs@nsuem.ru
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования

© «Новосибирский
государственный университет
экономики и управления «НИНХ»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5406011041
КПП 540601001
УФК по Новосибирской области
(НГУЭУ л/с 20516X20720)
Банк получателя:
СИБИРСКОЕ
ГУ БАНКА РОССИИ//УФК
по Новосибирской области
г. Новосибирск
БИК 015004950
ОКТМО 50701000
р/сч 03214643000000015100

Оценка регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием: концептуально-теоретические и нормативно-правовые аспекты

Вы здесь

Страницы: 
104-112
Код УДК: 
378:654.07
Авторы: 
Брюханова Наталья Владимировна Доктор экономических наук, доцент  (bnv3004@gmail.com, bnv-30@ngs.ru)
Аничкин Е.С. Доктор юридических наук  (rrd231@rambler.ru)
Коваленко К.Е. Кандидат юридических наук  (rrd231@rambler.ru)

Рассматриваются вопросы оценки экономических, социальных и иных регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием. Обосновывается необходимость применения оценки регулирующего воздействия для анализа последствий введения, отмены или изменения нормативных правовых актов, государственных программ и политик в сфере высшего образования. Исследуются концептуально-теоретические и нормативно-правовые основы введения и функционирования института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации. Анализируются стандарты и методические подходы к проведению процедур оценки регулирующего воздействия и возможность их применения при прогнозировании регулятивных эффектов для публичного управления высшим образованием. Приводится анализ отдельных показателей, характеризующих состояние системы образования в России в 2000–2015 гг., и сведений о развитии оценки регулирующего воздействия в стране в 2010–2016 гг. Обосновывается вывод о наличии механизма саморегулирования системы высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда и необходимой информационной инфраструктуры для внедрения процедуры оценивания регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием. Приводится система показателей, которую рекомендуется использовать для оценки регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием на макро-, мезо- и микроуровнях. Предлагается в качестве основного регулятивного эффекта использовать изменение стоимости национального человеческого капитала. Представлена авторская методика оценки прироста стоимости совокупного человеческого капитала от получения высшего образования в российских условиях, основанная на разнице в уровне доходов от трудовой деятельности (средней заработной плате) лиц с высшим образованием и лиц, не имеющих высшего образования, с учетом гендерных характеристик и возрастной структуры.

Публикация подготовлена в рамках гранта РГНФ 16-03-00065 «Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов и государственных программ в сфере профессионального образования в России».

Файлы: 
Список литературы: 
1. Индикаторы образования: 2017: сб. URL: https://www.hse.ru/data/2017/06/29/1171183177/IO%202017. %202.%20Obrazovanie%20i%20rynok%20truda.pdf.

2. Абанкина И.В. [и др.]. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 15–48.

3. Кузьминов Я.И. [и др.]. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.

4. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия (АРВ) / ОЭСР. 2004. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/50240574.pdf.

5. Regulatory Impact Analysis. 2016 / OECD. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/ria.htm.

6. Оценка регулирующего воздействия: шесть лет в России: докл. / Минэкономразвития России. 2017. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/2017070206.

7. Building an Institutional Framework for Regulatory Impact Analysis (RIA). Guidance for Policy makers. 2008 / OECD. URL: http://www.oecd.org/regreform/regulatory-policy/40984990.pdf.

8. Детерминанты качества анализа регулирующего воздействия / ОЭСР. 2006. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/42047676.pdf.

9. Wollman H. Evaluation in Public-Sector Reform: Toward a ‘Third Wave’ of Evaluation? URL: http://amor.cms.hu-berlin.de/~h0598bce/docs/hw2003-evaluation-in-public-sector-reform.pdf.

10. Shultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. Vol. 51, № 1. URL: http://www.nber.org/chapters/c3733.pdf.

11. Schultz T.W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. URL: http://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/258393.

12. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 646 с.

13. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Pressfor, 1964. URL: http://www.nber.org/chapters/c3730.pdf.

14. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

15. Смирнов В.Т. [и др.]. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2005. 513 с.