Рассматриваются вопросы оценки экономических, социальных и иных регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием. Обосновывается необходимость применения оценки регулирующего воздействия для анализа последствий введения, отмены или изменения нормативных правовых актов, государственных программ и политик в сфере высшего образования. Исследуются концептуально-теоретические и нормативно-правовые основы введения и функционирования института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации. Анализируются стандарты и методические подходы к проведению процедур оценки регулирующего воздействия и возможность их применения при прогнозировании регулятивных эффектов для публичного управления высшим образованием. Приводится анализ отдельных показателей, характеризующих состояние системы образования в России в 2000–2015 гг., и сведений о развитии оценки регулирующего воздействия в стране в 2010–2016 гг. Обосновывается вывод о наличии механизма саморегулирования системы высшего образования в соответствии с потребностями рынка труда и необходимой информационной инфраструктуры для внедрения процедуры оценивания регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием. Приводится система показателей, которую рекомендуется использовать для оценки регулятивных эффектов публичного управления высшим образованием на макро-, мезо- и микроуровнях. Предлагается в качестве основного регулятивного эффекта использовать изменение стоимости национального человеческого капитала. Представлена авторская методика оценки прироста стоимости совокупного человеческого капитала от получения высшего образования в российских условиях, основанная на разнице в уровне доходов от трудовой деятельности (средней заработной плате) лиц с высшим образованием и лиц, не имеющих высшего образования, с учетом гендерных характеристик и возрастной структуры.
Публикация подготовлена в рамках гранта РГНФ 16-03-00065 «Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов и государственных программ в сфере профессионального образования в России».
2. Абанкина И.В. [и др.]. Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 15–48.
3. Кузьминов Я.И. [и др.]. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.
4. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия (АРВ) / ОЭСР. 2004. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/50240574.pdf.
5. Regulatory Impact Analysis. 2016 / OECD. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/ria.htm.
6. Оценка регулирующего воздействия: шесть лет в России: докл. / Минэкономразвития России. 2017. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/2017070206.
7. Building an Institutional Framework for Regulatory Impact Analysis (RIA). Guidance for Policy makers. 2008 / OECD. URL: http://www.oecd.org/regreform/regulatory-policy/40984990.pdf.
8. Детерминанты качества анализа регулирующего воздействия / ОЭСР. 2006. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/42047676.pdf.
9. Wollman H. Evaluation in Public-Sector Reform: Toward a ‘Third Wave’ of Evaluation? URL: http://amor.cms.hu-berlin.de/~h0598bce/docs/hw2003-evaluation-in-public-sector-reform.pdf.
10. Shultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. Vol. 51, № 1. URL: http://www.nber.org/chapters/c3733.pdf.
11. Schultz T.W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. URL: http://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/258393.
12. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 646 с.
13. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Pressfor, 1964. URL: http://www.nber.org/chapters/c3730.pdf.
14. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
15. Смирнов В.Т. [и др.]. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2005. 513 с.