телефон в шапке

+7-999-464-41-16

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
Россия, 630099,
Новосибирск,
ул. Каменская, 56
(карта)
Телефоны:
редакция:
8-999-464-41-16
ответственный за рекламу и распространение:
8-913-717-81-96
Материалы для публикации,
а также заявки на приобретение выпусков журнала

направляйте по адресу:
E-mail: sfs@nsuem.ru
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования

© «Новосибирский
государственный университет
экономики и управления «НИНХ»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5406011041
КПП 540601001
УФК по Новосибирской области
(НГУЭУ л/с 20516X20720)
Банк получателя:
СИБИРСКОЕ
ГУ БАНКА РОССИИ//УФК
по Новосибирской области
г. Новосибирск
БИК 015004950
ОКТМО 50701000
р/сч 03214643000000015100

Внешние экономические санкции по отношению к России и дедолларизация: их влияние на состояние национальных экономик

Вы здесь

Страницы: 
3-24
Код УДК: 
341.018:330.3(622)
Авторы: 
Фадейкина Наталья Васильевна Доктор экономических наук по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», профессор  (fadeikinanv@yandex.ru)
Демчук И.Н. Кандидат экономических наук, доцент  (demchuk_in@open.ru, 6n.belyh@nomos-sibir.ru)

В связи с обсуждением проблемы внешних экономических санкций рассмотрены нормы международного права, в частности правила Организации Объединенных Наций и полномочия Европейского союза по введению санкций в отношении государства, совершившего международные правонарушения; приведены результаты анализа истории санкционных режимов, устанавливаемых по отношению к Российскому государству (Московии, Российской империи, СССР, Российской Федерации); обобщена информация по наиболее значительным внешним санкциям против СССР («золотая блокада», «холодная война», технологическая блокада и др.). Особое внимание уделено реализации стратегических планов США, которые не только применяли ограничительные меры в соответствии с разработанной Стратегией контролируемого технологического отставания в целях достижения превосходства над СССР, но и реализовывали директивы Совета национальной безопасности США (например, секретную директиву № 20/1), направленные на борьбу против Советского государства. Публикуется составленная авторами хронология внешних экономических санкций (2014–2016 гг.), введенных как США, ЕС и их партнерами по отношению к РФ (ее юридическим лицам), так и Россией по отношению к инициаторам антироссийских санкций; систематизированы сведения о размере ущерба от введения антироссийских санкций для стран ЕС, США и их партнеров, полученные в том числе в результате независимых исследований, проведенных зарубежными организациями, признанными международным сообществом. Показано, что антироссийские санкции в существенной степени касаются доступа кредитных и других российских организаций на международные финансовые рынки (получение кредита, размещение ценных бумаг и др.), и обосновывается необходимость активизации внутренних механизмов формирования денежных ресурсов, которые восполнили бы сокращение объема внешнего финансирования, а также принятия мер по скорейшему внедрению механизмов функционирования Банка развития и Пула условных валютных резервов, созданных странами, входящими в группу БРИКС, функции которых в дальнейшем могут заменить функционал МВФ и ВБ, что создаст предпосылки для эффективной защиты национальных экономик стран БРИКС (от разного рода внешних санкций и кризисов) и для улучшения их состояния.

Особое внимание уделяется сущности, причинам, формам процесса дедолларизации – постепенного отказа стран от использования доллара США в качестве валюты международных расчетов и резервной валюты. Освещаются события и факты, характеризующие процесс дедолларизации и его влияние на повышение эффективности реализации государственной денежно-кредитной политики. Сделан вывод о влиянии указанного процесса на введение и ужесточение внешних экономических санкций со стороны США и их партнеров против нашей страны и утверждается, что активизация процесса дедолларизации будет способствовать в среднесрочной перспективе улучшению состояния национальной экономики России и других стран.

Файлы: 
Список литературы: 
1. Казанцев С.В. Антироссийские санкции – угрозы для экономики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 5. С. 150–162.

2. Daoudi M.S., Dajani M.S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. 244 p.

3. Мартюкова Е.Г. Санкции как новая экономическая реальность: возможности для регионального развития // Экономические науки. 2014. № 7. С. 104–107.

4. Черненко В.А., Шведова Н.Ю. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 34–39.

5. Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 13–29.

6. Городецкий А.Е. Национальный суверенитет и экономическая безопасность в условиях применения экономических санкций // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. Н. Новгород, 2014. С. 22–30.

7. Дмитриева Н.И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление: электрон. вестн. 2015. № 52. С. 120–143.

8. Ершов М.В. Об обеспечении валютной стабильности и новых финансовых механизмах в условиях санкционного режима // Российский экономический журнал. 2014. № 5. С. 22–30.

9. Загашвили В. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 67–77.

10. Круглова И.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11 (2). С. 152–156.

11. Hufbauer G., Schott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered / Peterson Institute for International Economics. Washington, 2008. 248 p.

12. Круть В.Г. Санкции в отношении России: история вопроса и современность. URL: http://www. scienceforum.ru/2015/1079/13817 (дата обращения: 09.08.2016).

13. Колганова М.Д. Интеграция на постсоветском пространстве – уроки прошлого // Молодой ученый. 2011. Т. 1, № 5. С. 189–192.

14. URL: http://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.html (дата обращения: 09.08.2016).

15. URL: http://ruxpert.ru/%C0%ED%F2%E8%F0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%E8%E5_%F1%E0%ED%EA%F6%E8%E8 (дата обращения: 12.08.2016).

16. Фурсов А. Холодный восточный ветер русской весны. М.: Книжный мир, 2015. С. 240. (Сер.: Игры мировых валют).

17. Портанский А.П. Антироссийские санкции – меры деструктивные и контрпродуктивные // Деньги и кредит. 2014. № 10. С. 8–10.

18. URL: http://ruxpert.ru/Антироссийские_санкции (дата обращения: 11.08.2016).

19. Вишняков А. Война санкций до последнего европейского фермера. URL: http://www.odnako.org/blogs/voyna-sankciy-do-poslednego-evropeyskogo-fermera/ (дата обращения: 16.08.2016).

20. Эскиндаров М.А. Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности // Вестник Финансового университета. 2014. № 6. С. 6–9.

21. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / пер. с англ. М.: Экономика, 1995. С. 522.

22. Демчук И.Н. К вопросу об антикризисных мерах и действиях регуляторов по реализации денежно-кредитной политики о докапитализации коммерческих банков в целях обеспечения финансовой устойчивости российской банковской системы // Сибирская финансовая школа. 2015. № 1. С. 99–114.

23. Ершов М. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 37–53.

24. Буланов Ю.Н., Фадейкина Н.В. Динамика развития российского банковского сектора в период реализации Стратегии-2015 // Сибирская финансовая школа. 2015. № 4. С. 56–75.