телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

В поисках эффективного корпоративного управления в банковском секторе России

Вы здесь

Выпуск: 
Авторы: 
Демчук И.Н. Кандидат экономических наук, доцент  (demchuk_in@open.ru, 6n.belyh@nomos-sibir.ru)

И.Н. Демчук - кандидат экон. наук, доцент, управляющий Новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа

Основополагающими международными документами по корпоративному управлению являются:

1. Принципы корпоративного управления, провозглашенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР – OECD) в 1999 г.;

2. Заявление Международной сети корпоративного управления (International Corporate Governance Network – ICGN) о принципах корпоративного управления (1999 г.);

3. Принципы и рекомендации по корпоративному управлению, разработанные Европейской ассоциацией дилеров ценных бумаг (European Association of Securities Dealers –EASD) в 2000 г.;

4. Директивы по корпоративному управлению, разработанные Euroshareholders в 2000 г.

Принципы корпоративного управления ОЭСР были приняты 21 июня 1999 г., а уже в сентябре Базельским комитетом по банковскому надзору было подготовлено Руководство по надзору, в котором раскрываются подходы к построению системы надлежащего корпоратив-ного управления и декларируются требования органов банковского надзора к его обеспече-нию применительно к кредитным организациям. На основе указанного Руководства и поя-вился документ, известный в России под названием «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях / Базельский комитет по банковскому надзору. Ба-зель, сентябрь 1999 г.» (далее по тексту – Рекомендации Базельского комитета).

Руководству по надзору предшествовали:

– Принципы управления процентным риском (сентябрь 1997 г.);
– Основы систем внутреннего контроля в кредитных организациях (сентябрь 1998 г.);
– Повышение транспарентности банков (сентябрь 1998 г.);
– Принципы управления кредитными рисками (документ консультативного характера, выпущенный в июле 1999 г.).

В этих базельских документах указывается, что надлежащее корпоративное управле-ние предполагает наличие в каждой кредитной организации:

– корпоративных ценностей, кодекса поведения и других стандартов надлежащего поведения, а также систем, используемых для обеспечения их соблюдения;
– четко сформулированной стратегии, позволяющей оценить успех всей организации в целом и вклад отдельного работника;
– четкого распределения обязанностей и полномочий в части принятия решений по всей иерархической структуре – от отдельных сотрудников до совета директоров;
– механизма взаимодействия и сотрудничества между членами совета директоров, менеджментом и аудиторами;
– жесткой системы внутреннего контроля, выполняющей функции внутреннего и внешнего аудита и независимой от бизнес-подразделений, функцию управления рисками, а также других элементов системы сдержек и противовесов;
– особого контроля рисков в тех случаях, когда конфликт интересов может оказаться особенно значительным, включая деловые отношения с заемщиками, аффилированными с банком, с крупными акционерами, представителями высшего руководства или лицами, при-нимающими важные решения (например, дилерами);
– стимулов финансового и управленческого характера в виде денежного вознаграждения, продвижения по службе и других форм мотивации, побуждающих высшее исполнительное руководство, руководителей среднего звена и сотрудников на соответствующие действия;
– адекватных внутренних и внешних потоков информации.

Во введении к Рекомендациям Базельского комитета отмечается, что «органы банков-ского надзора крайне заинтересованы в обеспечении эффективного корпоративного управления в каждом коммерческом банке… Надлежащее корпоративное управление может способствовать установлению сотрудничества между руководством банка и надзорными ор-ганами».

Рекомендации Базельского комитета содержат, кроме вышеупомянутого введения, следующие разделы.

Корпоративное управление в банке (здесь раскрывается сущность корпоративного управления, подчеркивается значение банков для национальной экономики, выделяются ас-пекты банковской деятельности, связанные с корпоративным управлением, структурируются формы контроля, которые должны быть инкорпорированы в организационную структуру любого банка).

Практика надлежащего корпоративного управления (раздел включает семь подразделов:

1. Определение стратегических задач и круга корпоративных ценностей банка;
2. Разработка и четкое разграничение должностных обязанностей, обеспечение их неуклонного выполнения, введение подотчетности на всех уровнях банка;
3. Необходимость соот-ветствия членов совета директоров занимаемым должностям, понимания ими своей роли в структуре корпоративного управления, а также исключение возможности чрезмерного влия-ния на них со стороны менеджмента банка или внешних заинтересованных лиц;
4. Обеспечение должного контроля со стороны менеджмента;
5. Эффективное использование внутреннего и внешнего аудита как важнейшей составляющей системы контроля;
6. Транспарентность корпоративного управления).

Обеспечение благоприятной среды для надлежащего корпоративного управления (Ба-зельский комитет исходит из того, что основная ответственность за надлежащее корпоратив-ное управление лежит на советах директоров и менеджменте банков; кроме того, его внедре-нию способствуют правительственные органы, создающие законодательную базу, регули-рующие органы (Банк России, ФСФР и др.), аудиторы и банковские ассоциации как саморе-гулируемые организации).

Роль органов надзора (их задачи и предъявляемые к банкам требования).

Рекомендации Базельского комитета отражают принципы лучшей практики корпора-тивного управления в банках, так как они основаны на опыте органов банковского надзора разных стран, содержат описание ряда проблемных ситуаций в сфере корпоративного управления и подходов, позволяющих избежать их возникновения. Наличие системы надлежащего корпоративного управления субъектов – это необходимое условие ведения бизнеса.

Рекомендации Базельского комитета стали первым развернутым документом, содер-жащим методологические и практические аспекты построения систем корпоративного управления. Поэтому они имели большое значение для субъектов не только банковского сектора, но и других институциональных секторов российской экономики.

В целях введения практики надлежащего корпоративного управления в российских коммерческих организациях Правительство РФ 26 июля 2000 г. выпустило Распоряжение № 1072-р, где указало на необходимость принятия Кодекса корпоративного управления и поручило его разработку ФКЦБ, Минэкономразвития и Минимуществу России. Кроме того, Правительство одобрило решение Совета Министров Союзного государства (Постановление № 8 «О прогнозе социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год» от 15.05.01 г.) в части изменения требований к раскрытию информации в сторону более полного контроля над деятельностью организаций инвесторами (в том числе кредиторами) и фискальными органами, что также должно способствовать повышению эффективности корпоративного управления. Позиционировался вопрос о внедрении систем корпоративного управления и в других постановлениях Правительства РФ и нормативных актах различных министерств. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 18.05.01 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» указано, что в целях повышения устойчивости, безопасности и качества работы железнодорожного транспорта необходимо решать вопросы по внедрению корпоративного управления; в Письме Минфина РФ от 15.03.01 г. № 16-00-13/05 «О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета» гово-рилось о необходимости решения задач корпоративного управления.

В банковском секторе развернулась более серьезная работа по внедрению систем над-лежащего корпоративного управления. Это было продиктовано Заявлением Правительства РФ и Банка России «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах страте-гии развития на среднесрочную перспективу» (в котором подчеркивалась недостаточность капитала коммерческих банков (КБ), необходимость совершенствования процедур ликвида-ции КБ, повышения требований к руководителям, акционерам (участникам), к финансовой отчетности и качеству корпоративного управления), а также содержанием Стратегии разви-тия банковского сектора Российской Федерации (принята Правительством РФ и Банком России 30.12.01 г.), в которой большое внимание уделялось корпоративному управлению в кредитных организациях, в том числе повышению качества корпоративного управления; развитию и повышению роли внутреннего контроля; достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, призванной обеспечить всем категориям заинтересованных пользователей своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления. В Стратегии сформулированы:

– задачи корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организа-циях, в том числе основные принципы управления банковскими рисками;
– положения о внешнем аудите КБ, который, как заявлялось, призван выполнять все-возрастающую роль в развитии транспарентности деятельности банков, усилении дисципли-ны рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля;
– вопросы развития культуры банковского дела в контексте международных норм корпоративного поведения.

Еще одним важным документом, подтвердившим необходимость внедрения принци-пов надлежащего корпоративного управления, явились Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (подгруппа по управлению рисками) «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (они были доведены до банковского сообщества Письмом ЦБ РФ № 87-Т от 10.07.01 г.). Данные рекомендации изучались и адаптировались к российским условиям всеми КБ, но лишь немногие из них в ряд актуальнейших поставили задачу повышения эффективности корпоративного управления. Одним из «пионеров» в этом дел стал Сбербанк России, который в 2000 г. принял Концепцию развития до 2005 г. (включает итоги реализации Концепции развития Сбербанка до 2000 г., условия формирования Концепции банка, миссию, основные стратегические цели и задачи, ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества, философию банка, маркетинг, основные направления деятельности, финансовые результаты и капитал, организационную структуру, систему управления и деловых партнеров банка), а в 2001 г. представил на годовом собрании акционеров Кодекс корпоративного управления банка.

Кстати сказать, российский вариант Кодекса корпоративного поведения (ККП) был одобрен Правительством РФ лишь 21.11.01 г., а доведен до делового сообщества в апреле 2002 г. (Распоряжение ФКЦБ № 421/р от 04.04.02 г.). В указанном Распоряжении рекомендо-вано всем акционерным обществам (АО): соблюдать положения ККП; раскрывать в годовом отчете информацию о том, следует ли АО нормам корпоративного поведения; предусматри-вать в годовом отчете АО раздел «Корпоративное поведение», содержащий информацию о принципах и рекомендациях по корпоративному управлению, которым следует АО, в том числе о наличии в составе совета директоров (наблюдательного совета) АО независимых ди-ректоров; о комитетах совета директоров; о системе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Кроме того, данным Распоряжением ФКЦБ рекомендовано всем АО в отчете эмитента за четвертый квартал раскрывать информацию о следовании конкретным положе-ниям ККП в составе дополнительной существенной общей информации. Немногим позже рекомендации ФКЦБ примут статус обязательных условий деятельности АО, в том числе кредитных организаций.

Чуть позже, 13.05.02 г., Письмом № 59-Т [10] Банк России довел до сведения россий-ских кредитных организаций новые рекомендации Базельского комитета о деятельности служб внутреннего аудита в КБ и принципах их взаимоотношений с надзорными органами и собственниками банка. Рекомендации разработаны Базельским комитетом с учетом луч-ших практик корпоративного управления в банках и базируются на международных стандартах аудита, международных профессиональных стандартах внутреннего аудита, известном документе «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», а также на международных стандартах системы менеджмента качества [17].

Надо сказать, что в начале 2002 г. кредитные организации были озабочены созданием эффективных служб внутреннего контроля, а ведь это лишь один из элементов системы кор-поративного управления. Позднее придет осознание того, что надо трансформировать отно-шения между собственниками и менеджментом, собственниками и аудиторами (внешними и внутренними), расширять состав корпоративной отчетности, формируемой в том числе для представления в ФКЦБ и другим заинтересованным лицам. Этот процесс осложнился с вы-ходом Постановления ФКЦБ от 31.05.02 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», имевшего непосредственное отношение к кредитным организациям, функционирующим в статусе АО. В частности, п. 3.6 Постановления содержит перечень вопросов, которые должны быть отражены  в годовых отчетах КБ, организованных в форме закрытых и открытых АО:

– положение КБ в отрасли (банковском секторе страны и/или региона);
– приоритетные направления деятельности КБ;
– отчет совета директоров (наблюдательного совета) КБ о результатах его развития по утвержденным советом приоритетным направлениям деятельности;
– перспективы развития КБ (его стратегия);
– отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям КБ в соответст-вии с его дивидендной политикой, реализуемой в свете Кодекса корпоративного поведения;
– описание основных факторов риска, связанных с деятельностью КБ (политика управления рисками также является элементом системы корпоративного управления банка);
– перечень совершенных КБ в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными, а также иных сделок, на со-вершение которых в соответствии с уставом КБ распространяется порядок одобрения круп-ных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления КБ, принявшего решение о ее одобрении (данная информация раскрывается в соответствии с политикой банка в области корпоративных отношений и норм корпоративного пове-дения);
– перечень совершенных КБ в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с вышеупомянутым законом сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления КБ, принявшего решение о ее одобрении (полное раскрытие данной информа-ции предусмотрено в положениях Кодекса корпоративного поведения);
– состав совета директоров (наблюдательного совета) КБ, включая информацию об изменениях в составе совета банка, имевших место в отчетном году, и сведения о членах со-вета, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями банка в течение отчетного года;
– сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа КБ, и членах коллегиального исполнительного органа, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями КБ в отчетном году;
– критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, за-нимающего должность единоличного исполнительного органа КБ, каждого члена коллеги-ального исполнительного органа и каждого члена совета директоров или общий размер воз-награждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
– сведения о соблюдении в КБ Кодекса корпоративного поведения;
– иная информация, предусмотренная уставом КБ или другим его внутренним доку-ментом (например, Кодексом корпоративного поведения или Информационной политикой банка).

Год спустя в полном соответствии с Федеральным законом «Об акционерных общест-вах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (п. 2 ст. 47, п. 3 ст. 52) и п. 3.6 Постановления ФКЦБ № 17/пс ФКЦБ выпустила Распоряжение от 30.04.03 г. № 03-849/р «О Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведе-ния в годовых отчетах акционерных обществ», которыми и сегодня руководствуются акцио-нерные КБ при подготовке своих отчетов о результатах деятельности.

Но вернемся к фактам 2002 г. Банк России в Указании от 05.07.02 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» в числе сведений, представляемых в составе инфор-мации, комментирующей бизнес-планы, перечислил внутренние документы, касающиеся корпоративной культуры коммерческих банков, и охарактеризовал перспективы ее развития.

Заметим: в середине 2002 г. банки, за редким исключением, вообще не ставили перед собой задачу формирования норм корпоративного поведения и не имели внутренних доку-ментов, касающихся применения этих норм в банковской деятельности. Банк России пред-принимал меры по формированию в КБ систем корпоративного управления. В рамках этих мер не только вводились новые элементы в бизнес-планы КБ, касающиеся корпоративного поведения и корпоративной культуры, но и применялись новые подходы, используемые надзорными органами в ходе инспекционных проверок, в том числе систем внутреннего контроля.

Так, например, в продолжение процесса распространения лучших практик в сфере банковского надзора для повышения качества корпоративного управления в КБ и в соответ-ствии с Рекомендациями Базельского комитета Банк России 31.01.03 г. выпустил Письмо № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций». В ходе своей деятельности куратор (служащий Банка России) дол-жен подвергать анализу собранную в КБ (или из внешних источников) информацию, а по результатам текущего мониторинга и/или проверки банка готовить предложения по направлениям совершенствования деятельности КБ, включая вопросы организации основной деятельности, системы корпоративного управления, в том числе управления рисками и внутреннего контроля, бизнес-планирования.

В Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о со-блюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ в состав указанных сведений ФКЦБ было рекомендовано включать информацию о наличии в организации Кодекса корпоративного поведения и его соблюдении или о причинах несоблюдения. Сведения предлагалось оформлять в табличной форме, фиксируя в них положения Кодекса в разрезе функций (полномочий и обязанностей) общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительных органов, корпоративного секретаря; сообщать о существенных корпоративных действиях, приводить данные о раскрытии информации (в том числе посредством применения Положения КБ об информационной политике), приводить данные о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью и дивидендах.

В ходе исследования автором статьи было изучено множество ККП коммерческих банков. По структуре и содержанию они разные.

Например, Кодекс корпоративного управления ОАО «Сбербанк России» включает помимо введения разделы об общих принципах корпоративного поведения, взаимоотноше-ниях с акционерами, общем собрании акционеров, наблюдательном совете банка и организа-ции его работы, правлении банка, системе контроля за финансово-хозяйственной деятельно-стью, политике раскрытия информации, взаимоотношениях с клиентами и сотрудниками банка и заключительные положения. Совсем недавно банк утвердил Кодекс корпоративной этики сотрудников Сбербанка России.

Кодекс корпоративного управления ОАО «АЛЬФА-БАНК» (утвержден 27 февраля 2006 г. общим собранием акционеров Банка) структурирован иначе. Он состоит из введения, принципов корпоративного управления (отдельными пунктами заявлены принцип гарантии прав и интересов акционеров, принцип эффективного управления, принципы распределения полномочий между органами управления и эффективного контроля, принципы эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, принципы прозрачности структуры собственности и информационной открытости, принципы соблюдения законности и этических норм, эффективного взаимодействия с работниками и справедливого вознаграждения, социальной ответственности и развития партнерских отношений с заинтересованными лицами), отражает структуру корпоративного управления Банка (данный подраздел содержит следующие пункты: «Общее собрание акционеров Банка», «Совет директоров Банка», «Исполнительные органы Банка», «Ответственность органов управления Банка») и дополнен заключительными положениями.

Кодекс корпоративного поведения АКБ «Банк Москвы» (ОАО), утвержденный 25 ок-тября 2006 г. Советом директоров Банка, построен аналогично российскому ККП и содержит девять глав:

1. Принципы корпоративного поведения;
2. Общее собрание акционеров;
3. Совет директоров Банка;
4. Исполнительные органы управления Банка;
5. Существенные корпоративные действия;
6. Раскрытие информации о Банке;
7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка;
8. Дивиденды;
9. Урегулирование корпоративных конфликтов.

Во вводной части кодекса сформулированы термины и определения (корпоративное поведение, участники корпоративного поведения, стандарты корпоративного поведения, деловая этика, принципы корпоративного поведения, крупные сделки, сделки с заинтересованностью и др.), что отличает данный кодекс от аналогичных документов, принимаемых банками в установленном порядке.

Корпоративные кодексы некоторых коммерческих банков носят интегрированный характер и отражают не только основные положения ККП, но и информацию о корпоративных ценностях, миссии, деловой этике банка и т.д. Например, Корпоративный кодекс ОАО АКБ «РОСБАНК» содержит:

– общие положения, где корпоративный кодекс определяется как «свод основных мо-рально-этических и деловых норм, принципов, которыми руководствуются сотрудники Бан-ка. Именно на них основывается понимание того, кто мы есть, как нам себя вести, к чему нам надо стремиться. Корпоративный кодекс выполняет функцию внутреннего организующего начала деятельности и поведения»;
– миссию и видение Банка;
– цели Банка;
– корпоративные ценности Банка (в том числе уважение, ответственность, закон-ность, профессионализм, качество, развитие и совершенствование, эффективность, сотруд-ничество, открытость, гражданская позиция и социальная ответственность, репутация и безопасность);
– корпоративные принципы Банка;
– положения по деловой этике, под которой понимается система нравственных требо-ваний и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Причем этика де-ловых отношений включает этическую оценку внутренней и внешней политики Банка, мо-ральные принципы и моральный климат, а также нормы делового этикета. Положения по деловой этике структурированы по следующим направлениям:

1) взаимодействие с акционерами (инвесторами);
2) взаимодействие с клиентами;
3) взаимодействие с сотрудниками;
4) взаимодействие с конкурентами;
5) взаимодействие с государственными лицами;
6) взаимодействие с представителями средств массовой информации;
7) участие в политических процессах;
8) участие в гуманитарных программах и благотворительных акциях;
9) конфликт интересов;
10) подарки и вознаграждения;
11) учет и отчетность;
12) конфиденциальная информация;
13) ответственность сотрудников банка;

– нормы соблюдения корпоративного комплекса.

Кодексы корпоративного поведения в коммерческих банках стали активно принимать в 2005–2006 гг., в отличие от крупных нефинансовых корпораций, которые активизировали свои действия по принятию корпоративных кодексов еще в 2003–2004 гг.

Таким образом, сегодня большинство КБ функционируют в соответствии с ККП, тем более что это не только востребовано жизнью, но и продиктовано нормативными актами ФКЦБ (ФСФР) и Банка России. Начиная с 2003 г. коммерческие банки, как и другие акцио-нерные общества, в свои годовые отчеты включают информацию о соблюдении ККП; кроме того, при раскрытии информации о своей деятельности в качестве эмитента эмиссионных ценных бумаг банки не только подтверждают наличие ККП и его соблюдение, но и указыва-ют страницы в сети Интернет, на которых в свободном доступе размещен его полный текст.

Впервые это требование было сформулировано в Постановлении ФКЦБ от 02.07.03 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Сегодня данный документ утратил силу. В соответствии с Приказом ФСФР от 10.10.06 г. № 06-117/пз-н в России введено в действие новое Положение о раскрытии информации эмитента-ми эмиссионных ценных бумаг.

Аналогично вышеупомянутому документу, Инструкция Банка России от 10.03.06 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. Указаний № 1810-У от 28.03.07 г.) также содер-жит требование о наличии в банках ККП и его соблюдении.

Что ж, кодексы корпоративного поведения в установленном порядке приняты и раз-мещены на сайтах банков, но далеко не все их сотрудники соблюдают корпоративные нор-мы, а некоторые и вовсе пребывают в счастливом неведении относительно столь важного документа.

Принимая участие в работе государственных экзаменационных комиссий в вузах Но-восибирска и задавая студентам заочной формы обучения, работающим в банках, вопрос о соблюдении ими норм ККП, автор данной статьи крайне редко слышал вразумительные от-веты (чаще всего они и не подозревают о наличии у банка, где работают, ККП). Это печаль-но, тем более что в середине 2003 г. в Квалификационном справочнике должностей руково-дителей, специалистов и других служащих сделаны изменения, согласно которым и финан-совый директор (заместитель директора по финансам), и главный бухгалтер должны знать ККП, а значит, с 2004–2005 учебного года программы дисциплин, изучаемых по специальностям «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», вузы обязаны были откорректировать.

Сегодня качество корпоративного управления в КБ оценивается как самим банком (самооценка), так и Банком России, независимыми экспертами (в целях присвоения банку соответствующей позиции рейтинга) и аудиторами.

В 2004 г. Постановлением Правительства № 532 внесены поправки в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, согласно которым в обязанности аудитора входит рассмотрение предпринятых руководством аудируемого лица мер по соблюдению этических норм и норм корпоративного управления (Стандарт № 13).

Одним из основополагающих для формирования и функционирования в КБ системы надлежащего корпоративного управления является нормативный акт Банка России «О со-временных подходах и организации корпоративного управления в кредитных организациях» (Письмо от 13.09.05 г. № 119-Т). Он подготовлен в соответствии с:

– принципами корпоративного управления, согласованными странами – членами ОЭСР;
– рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору;
– федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
– Распоряжением ФКЦБ № 421/р от 04.04.02 г., содержащим ККП, одобренный Пра-вительством России, и другими нормативными документами ФКЦБ (ФСФР) и Банка России.

В нем раскрывается сущность корпоративного управления, распределение полномо-чий между органами управления, кратко описывается порядок разработки и утверждения стратегии развития банка (как важнейшего элемента корпоративного управления), создание и функционирование системы управления рисками, позиционируется вопрос о предотвращении конфликтов интересов, формулируется понятие принципов профессиональной этики и определяется порядок их применения, уточняются основные положения информационной политики банка и механизм самооценки состояния его корпоративного управления.

В 2007 г. Банк России довел до сведения кредитных организаций Перечень вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления (Письмо от 07.02.07 г. № 11-Т). Оценку рекомендовано проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом) по следующим направлениям:

– распределение полномочий между органами управления;
– организация деятельности совета директоров (наблюдательного совета), включая взаимодействие с исполнительными органами;
– утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией;
– координация управления банковскими рисками;
– предотвращение конфликта интересов участников (акционеров), членов совета ди-ректоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации, ее служащих, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов;
– отношения с аффилированными лицами;
– определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профес-сиональной этики;
– координация раскрытия информации о кредитной организации;
– мониторинг системы внутреннего контроля.

В Письме подчеркивается целесообразность привлечения советом директоров КБ не-зависимых экспертов, дабы повысить объективность профессиональных суждений об эффективности корпоративного управления в банке и дается пример оформления результатов оценки.

Письма Банка России № 119-Т и № 11-Т подготовлены в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. (она отмечена в первой позиции 2005 г. Хронологии нормативных документов по корпоративному управле-нию*), которая содержит множество позиций о необходимости повышения эффективности корпоративного управления в целом, а также эффективности функционирования систем внутреннего контроля (аудита) и управления банковскими рисками, процедур слияния и присоединения КБ (что также способствует повышению качества банковского менеджмен-та). Особое внимание в этом документе уделено вопросам достижения должного уровня прозрачности системы корпоративного управления и обеспечения законных прав соб-ственников.

Очевидно, для банков пришло время задействовать весь инструментарий корпоратив-ного управления, рекомендованный Правительством, ФКЦБ (ФСФР), Банком России и зару-бежными организациями. Но надо заметить, что качество корпоративного управления не может быть обеспечено одними только нормами законодательства и указаниями регулирую-щих органов. Оно во многом зависит от взаимных усилий менеджмента и совета директоров КБ, призванных создать условия для построения эффективной системы взаимодействия ме-жду менеджментом и собственниками банка (пока это взаимодействие не соответствует ККП), систем стратегического и тактического планирования, внутреннего контроля и управления рисками (здесь хочется подчеркнуть, что ответственность за управление рисками лежит не только на исполнительном органе банка, но и на его совете директоров, что редко осознается последними) и внедрения принципов наилучшей практики корпоративного управления, в том числе посредством создания ККП. Стратегия банка должна быть нацелена на применение внутрибанковских стандартов корпоративного управления.

Отметим, что для скорейшего внедрения единых для всей национальной банковской системы стандартов корпоративного управления необходимы адекватные действия саморе-гулируемых организаций. Ассоциацией региональных банков РФ (АРБ) во исполнение ре-шений ее XVI съезда создана рабочая группа по выработке стандартов качества банковской деятельности, в которую вошли представители ведущих российских банков, Банка России, эксперты по вопросам корпоративного управления и банковского дела, аудиторы. Итогом их работы в 2005 г. стали следующие проекты:

– Стандарт качества банковской деятельности. Основные положения и требования;
– Стандарт качества управления кредитным риском в банке;
– Стандарт качества внутреннего контроля в банке;
– Стандарт качества управления взаимоотношениями с потребителями банковских услуг.

Проекты в целом одобрены, однако работа над ними почему-то приостановлена. А ведь планировалось в 2006–2007 гг. продолжить разработку проектов стандартов качества банковской деятельности по следующим внутрибанковским процессам:

– управление операционными рисками;
– управление риском ликвидности;
– управление рыночными рисками;
– организация стратегического управления;
– управление персоналом;
– организация управленческого учета и отчетности;
– организация документооборота;
– управление информационными технологиями;
– организация банковских платежных  систем;
– применение аутсорсинга в информационных технологий [6].

Хотелось бы надеяться, что АРБ активизирует свои усилия в этом направлении.

Что касается Банка России, то, по мнению автора статьи, введение в действие много-численных нормативно-правовых актов (см. их перечень в вышеупомянутой Хронологии) будет способствовать обеспечению надлежащего корпоративного управления в КБ и повы-шению уровня их надежности (финансовой устойчивости). Но корпоративная политика, раз-рабатываемая в конкретных банках и направленная на смягчение противоречий и создание условий для удовлетворения интересов собственников, менеджмента, клиентов и общества в целом, может принести результаты лишь при осознании ее целей всеми заинтересованными лицами.

Общество в лице государственных институтов (в их числе – Банк России как главный регулятор банковской деятельности) и общественных организаций (в том числе саморегулируемых) должно стимулировать создание адекватного современным требованиям правового обеспечения для защиты прав акционеров, вкладчиков, кредиторов. В качестве средств защиты их прав предлагается к использованию большой арсенал инструментов банковского регулирования (как внешнего, так и внутреннего): обеспечение прозрачности процедур принятия решений, использование систем управления рисками, ведение финансового учета и составление отчетности в соответствии с МСФО, построение системы надлежащего корпоративного поведения с клиентами (заемщиками, вкладчиками), внедрение системы менеджмента качества и т.д.

От качества корпоративного управления зависит не только степень дерегулирования банковской деятельности, повышение конкурентоспособности субъектов банковского сектора, но и развитие реального сектора экономики, госсектора и национальной экономики в целом.

Примечания

1. Алексеев А., Лебедянцев И. В поисках эффективного корпоративного управления // Управление компанией. 2002. № 2.
2. Грачева М., Карапетян Д. Корпоративное управление: Основные понятия и результаты исследования российской практики // Управление компанией. 2004. № 1.
3. Заварихин Н.М., Останин М.Н. Совершенствование корпоративного управления как фактор развития и укрепления банковской системы // Банковское дело. 2007. № 2.
4. Исследование информационной прозрачности российских банков: Новые лидеры на фоне умеренного роста и улучшения раскрытия структуры собственности / S&P. 12.10.06 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standardandpoors.ru.
5. Корпоративное управление в банковском секторе России: миф или реальность: Бе-седа С.В. Криворучко с руководителем проекта Международной финансовой корпорации МБРР (IFC) Патриком Лютернауэром // Управление в кредитной организации. 2004. № 6.
6. Лямин Л.В. Процессный подход к применению технологий электронного банкинга с позиций риск-фокусированного надзора // Управление в кредитной организации. 2006. № 6.
7. Методологические комментарии к Обзору банковского сектора Российской Феде-рации ЦБ РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/ bank_system/print.asp?file=Metodol_9.htm.
8. Молинеус С. Проблемы корпоративного управления в России // Управление компа-нией. 2003. № 5.
9. О Рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо ЦБ РФ от 10.07.01 г. № 87-Т.
10. О Рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо ЦБ РФ от 13.05.02 г. № 59-Т.
11. Обзор банковского сектора Российской Федерации. 2006. Вып. 9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/ bank_system/obs_061101.pdf.
12. Обзор банковского сектора Российской Федерации: Аналитические показатели. М.: ЦБ РФ, Департамент банковского регулирования и надзора. 2007. № 52.
13. Полиенко В., Старюк П. Корпоративное управление: Стоимость компании: си-туация в России // Управление компанией. 2004. № 1.
14. Сайт «НИКойл» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nikoil.ru/PORTAL.NSF5howPNews.nikoil?Open&ID=895414E423A6AB21C3256E3700298D18.
15. Саркисянц А.Г. Банки и реальный сектор на современном этапе // Банковское де-ло. 2006. № 2.
16. Фадейкина Н.В. Влияние правового обеспечения банковской деятельности на качество корпоративного управления в кредитных организациях // Сибирская финансовая школа.  2004. № 3.
17. Фадейкина Н.В., Глушкова Л.А. Система менеджмента качества как фактор по-вышения эффективности управления кредитных организаций // Сибирская финансовая шко-ла. 2004. № 3, 4.
18. Цихан Т.В. Оценка качества корпоративного управления компаний // Теория и практика управления. 2004. № 12
19. Чмель А. Корпоративное управление в России: взгляд экспертов и делового со-общества // Управление компанией. 2004. № 7.
20. Bollard A. Corporate Governance in the Financial Sector // Bisnes Review. 2003. № 18 [Электронный ресурс]. Режим доступа: /system/files/rO3O416b_0.pdf.
21. Caprio C., Levine R. Corporate Governance of Banks: Concepts and International Ob-servations // Global Corporate Governance Forum. 2003. Apr. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /system/files/CAPRIO_0.pdf.
22. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Zamarippa G. Related Lending // Quarterly Journal of Economics. 2003. № 4.
23. Laeven L. Insider Lending: The Case of Russia // Journal of Comparative Economics. 2001. № 29.