телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Сущность учетной политики вуза в свете новых тенденций в законодательстве

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 
Мальцева Г.И. Доктор экономических наук, профессор 

Г.И. Мальцева - кандидат экон. наук, доцент, первый проректор ВГУЭС (Владивосток)

Сектор высшего профессионального образования к настоящему времени трансформировался в рынок образовательных услуг. Вуз теперь – субъект рынка образовательных услуг, но его основной целью остается образовательная деятельность, имеющая высокую экономическую и социальную значимость. При этом социальные цели государства в области образования (в том числе повышение образовательного уровня населения) все в большей степени достигаются за счет коммерческой деятельности вузов, а необходимость решения социально-экономических задач требует от вузов стабильного состояния в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг, что возможно только при эффективной системе хозяйствования.

В продолжение мероприятий по модернизации российского образования принята Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО), которая предусматривает реализацию мер по обеспечению условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования, повышения инвестиционной привлекательности образовательной сферы.

Основным инструментом решения задач ФЦПРО стал программно-целевой метод, а организационной основой реализации государственной политики в области образования на текущем этапе модернизации служит программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в системе управления, организационно-правовых формах и финансово-экономических механизмах субъектов образовательной деятельности.

Фактически происходит изменение механизма государственного финансового регулирования высшей школы. Для вузов это означает получение субсидий для целей развития в рамках проектов и программ. Такой подход в отношении вузов позволяет достигать прозрачности – одного из основных требований международных и российских норм ведения бюджетного процесса и учета. Это требует обеспечения комплексной учетной основы, пригодной для анализа и оценки налогово-бюджетной политики и результатов деятельности вузов как субъектов общественного сектора экономики.

В начале 90-х гг. государство практически не участвовало в финансировании вузов, предоставив им законодательно некоторую свободу действий и автономию, и руководство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) выстроило свою модель высшего образовательного учреждения, ориентированную на рыночную экономику. В соответствии с этой моделью деятельность вуза должна оцениваться не по количеству площадей и «остепененности» преподавателей, а по востребованности и успешности выпускников. Таким образом, уже тогда руководством университета была осознана необходимость организации учета и всех его составляющих (бухгалтерского, налогового, управленческого) в их единстве и взаимосвязи. На разных этапах реформирования во ВГУЭС были поставлены и решены следующие основные задачи.

Первый этап (1994 – 1996 гг.) – автоматизация бухгалтерского учета; проектирование и разработка корпоративной информационной системы; организация учета планово-финансовой информации по источникам доходов и статьям затрат; повышение достоверности и оперативности информации, разработка финансового управленческого учета на основе данных бухгалтерского учета, введение аналитической кодификации финансовых операций на любом уровне внутри вуза без сопровождения их информацией бухгалтерских проводок. В результате всех этих мероприятий преодолен барьер между управленческим и бухгалтерским учетом, осознана необходимость повышения эффективности учетной политики.

Второй этап (1997 – 2003 гг.) – внедрение элементов оперативного контроллинга отдельных направлений деятельности университета, развитие автоматизированной информационной системы и инструментов управленческого учета – разработка и внедрение программ: «Планирование и учет доходов и расходов», «Учет договоров», «Абитуриент» и др. В результате у руководства вуза появилась потребность в детальном анализе внешней среды, оценке роли и места университета в региональном сообществе, выработке стратегических целей, адекватных внешней и внутренней среде. Возникла необходимость в понимании и активной поддержке сотрудниками проводимых в университете реформ.

Третий этап (2004 г. – настоящее время) – развитие принципов и инструментов стратегического менеджмента и планирования в вузе; позиционирование ВГУЭС как инновационного предпринимательского университета; достижение высококачественной подготовки востребованных выпускников, конкурентоспособных на рынке труда. Учетная политика в университете продолжает целенаправленно совершенствоваться, и этот процесс охватывает все направления деятельности вуза.

Главной целью реформирования является превращение университета в устойчиво развивающуюся организацию, эффективно взаимодействующую с внешней средой. Стратегия обосновывает направления развития, служит базой социально-экономического роста, инструментом систематизации тенденций, мероприятий и планов, согласования программ и проектов, концентрирования и рационального использования ресурсов вуза. Стратегия позволяет формировать потребности университета как основу действий, выявляет уникальность и потенциал вуза.

Все вузы находятся сейчас под влиянием трансформации как высшей школы, так и российской экономики в целом. Сложность положения вузов связана с необходимостью одновременно адаптироваться к внешним реформам в бюджетной сфере и вырабатывать принципиально новые основы внутреннего регулирования финансово-экономической деятельности в целях повышения своей инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Финансово-экономическая деятельность вузов испытывает огромное влияние мероприятий в рамках проводимых в бюджетной сфере реформ, которые порождают проблемы переходного периода и стимулируют вузы к нахождению собственных подходов в части совершенствования учетной политики. Высшая школа претерпевает трансформацию и реструктуризацию, трансформируется и учетная политика, что влечет за собой обновление образовательных программ и проектов, введение бюджетирования и других инструментов управленческого учета.

Осуществление повсеместного перехода на казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ выразилось в том, что с 1 января 2006 г. все кассовые операции по исполнению бюджетов должны производиться Казначейством от имени и по поручению бюджетных учреждений через соответствующие счета Казначейства и отражаться в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, предоставляемой финансовым органам. Казначейство стало единым кассовым органом для бюджетополучателей и независимым источником информации об исполнении бюджетов для органов государственной власти, местного самоуправления и всех заинтересованных лиц.

Для финансово-экономической деятельности вузов казначейская система проведения кассовых операций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны выражаются в установлении контроля над целевым использованием бюджетных средств и внедрении инструмента кассовой дисциплины.

Отрицательные стороны перехода на казначейское исполнение бюджетов выражаются в возникновении ряда проблем, осложняющих функционирование вузов и препятствующих оперативной реализации решений по движению денежных средств. Рассмотрим эти проблемы на примере практики ВГУЭС.

1. Длительный период прохождения платежных документов: документы принимаются в ограниченный отрезок времени – первой половине дня, средства перечисляются на следующий день – по бюджетным средствам и во второй половине текущего операционного дня – по внебюджетным. Данный порядок устанавливается Письмом Управления Федерального казначейства по Приморскому краю «Об изменениях в порядке исполнения представленных документов на оплату» от 19.04.06 г.

2. Отсутствие оперативности проведения повторных платежей: в лучшем случае они осуществляются на следующий день, а по закону казначейство имеет право рассматривать предъявленные документы в течение трех дней (п. 3 ст. 251 Бюджетного кодекса РФ).

3. Отсутствие нормативных документов по оформлению платежных поручений в части заполнения поля «основание платежа» часто приводит к неисполнению и возвратам платежных поручений. При этом у каждого работника Управления Федерального казначейства может быть особое мнение относительно формулировок, которым он и руководствуется.

Учетная политика (УП) является одним из направлений финансовой политики вуза, в рамках которого утверждаются не только рабочий план счетов, правила документооборота, порядок инвентаризации и внутривузовского контроля, но и совокупность учетно-аналитических документов (не относящихся к унифицированным формам первичной документации), необходимых для принятия управленческих решений. Такая позиция полностью согласуется с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№ 129-ФЗ) и международными требованиями ведения бухгалтерского финансового и управленческого учета.

Надо отметить, что Минфин придерживается другого мнения, а именно: бюджетные учреждения (государственные вузы в том числе) не формируют УП, государственная УП для всех учреждений бюджетной сферы устанавливается нормативно-правовыми актами Минфина РФ (главным образом, Инструкциями № 70н и 5н). Мы полагаем, что вузы, как и любые другие бюджетные учреждения, имеют право и обязаны формировать УП, тем более что нормы главы 25 Налогового кодекса РФ обязывают налогоплательщиков (а бюджетные учреждения являются таковыми) формировать и утверждать учетную политику в целях налогообложения.

Кардинальные перемены в учетной политике вуза связаны с такими нововведениями как новый порядок бюджетного учета и составления отчетности, переход к среднесрочному финансовому планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, реализация новых подходов в области финансового контроля и аудита в сфере государственных финансов. Бюджетный учет и отчетность вуза должны отражать операции, реализуемые в рамках данных процессов.

Пересмотр состава субъектов бюджетного учета связан с необходимостью разделения экономики на секторы в соответствии с нормами и правилами, закрепленными в Руководстве по статистике государственных финансов, которое является единым руководством для членов МВФ, в том числе и для России. В этом документе определены методологические основы и информационно-аналитическая база для ведения бюджетного учета, которые необходимо изучать на всех уровнях и внедрять в повседневную практику бухгалтеров вузов.

Прозрачность ведения бюджетного процесса и учета предполагает усиление ответственности за эффективное финансовое управление использованием бюджетных средств. Фактически идет повсеместный переход от управления затратами к управлению результатами и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат. В этой ситуации система бюджетного учета должна регистрировать экономические события с субъектом учета (результаты экономического события должны отражаться в учете в тот период, когда они имели место, независимо от того, были деньги получены или уплачены, причитались к получению или уплате). А для этого необходимо четко определить субъектов финансово-хозяйственной деятельности и их принадлежность к определенному сектору экономики.

Существенным для самоопределения вуза и решения его финансово-экономических проблем является рассмотрение вуза как субъекта общественного сектора или сектора государственного управления (СГУ, в числе пяти экономических секторов, включающих также секторы нефинансовых и финансовых корпораций, домашних хозяйств и некоммерческих организаций). Высшее профессиональное образование является подсектором СГУ, центральный структурный элемент которого – это высшее учебное заведение (вуз), то есть институциональная единица системы государственного управления, которая производит образовательные услуги общественному сектору (или СГУ). Здесь обнаруживается многоаспектность роли государства по отношению к вузу: оно является собственником вуза (входящего в СГУ), а также заказчиком и потребителем образовательных услуг, оказываемых вузом СГУ, то есть государству.

Для повышения эффективности управления, оптимизации размера и структуры системы государственного образования Минобрнауки РФ подготовило проект Концепции участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Согласно Концепции участия РФ, механизмы прекращения или снижение уровня участия РФ в управлении организациями сферы образования (разгосударствления) варьируются в зависимости от характера деятельности этих организаций. К таким механизмам относятся:

– преобразование организационно-правовой формы (ОПФ) государственной организации системы образования в автономное учреждение;
– преобразование ОПФ госорганизации в государственную (муниципальную) автономную некоммерческую организацию (образования) – ГАНО;
– передача в собственность субъектов РФ и муниципалитетов;
– объединение госорганизаций системы образования с научными организациями и производственными предприятиями с использованием структурных и ассоциативных форм интеграции;
– укрупнение учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций разного уровня, научных организаций и промышленных предприятий (университетских, научно-образовательных, научно-учебно-производственных комплексов);
– преобразование ОПФ госорганизаций системы образования в открытые акционерные общества (ОАО) с долей акций в собственности РФ на уровне блокирующего пакета;
– последующая продажа пакетов акций ОАО на свободном рынке;
– внесение федерального имущества госорганизаций в уставные капиталы ОАО;
– ликвидация госорганизаций системы образования ГО.

Преобразование государственных образовательных учреждений в автономные учреждения или ГАНО вызовет смену механизма их финансирования, при этом переданное имущество может оставаться в собственности РФ, что означает возможность продолжения участия РФ в управлении такими организациями. Различия ОПФ определяются порядком использования госимущества, поступающего в распоряжение организации, а также вновь приобретаемого имущества.

Указанное изменение ОПФ образовательных организаций требует внесения дополнений и изменений в Закон РФ «Об образовании», федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О некоммерческих организациях», другие законодательные акты РФ, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы.

Финансирование из федерального бюджета подготовки кадров в образовательных учреждениях, преобразованных в ГАНО, возможно при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Формой доведения бюджетных средств до образовательного учреждения в организационно-правовой форме ГАНО должно стать финансирование подготовки кадров на нормативно-подушевой основе или на основе госзадания в соответствии с государственным контрактом. В сферу государственного финансирования подготовки кадров по госзаданиям, распределяемым на конкурсной основе, потенциально могут войти негосударственные образовательные организации профессионального образования, созданные в иных организационно-правовых формах.

К причинам и факторам, снижающим общественную полезность государственного сектора образования (ГСО), в контексте данной статьи нужно отнести:

– несовершенство бухгалтерского учета и отсутствие прозрачности (транспарентности) отчетности государственных организаций, действующих в сфере образования;
– несоблюдение государством и его субъектами положений Кодекса лучшей практики в бюджетно-налоговой сфере, рекомендованного в 1998 г. МВФ всем правительствам стран;
– отсутствие системы действенного государственного финансового контроля за деятельностью субъектов ГСО;
– отсутствие инструментов, стимулирующих образовательную деятельность;
– наличие объектов основных средств, материалов, НМА, не учтенных (по разным причинам) на балансе государственных организаций;
– низкий уровень налогового контроля и непрозрачность системы налогообложения;
– низкий уровень эффективности федеральных и региональных целевых программ, связанных со сферой образования;
– состояние финансового механизма, действующего в области модернизации системы российского образования, не удовлетворяющее требованиям практики;
– низкий уровень ответственности руководителей государственных организаций и их ведомств (головных организаций) за состояние бухгалтерского учета и отчетности;
– несоответствие бюджетной классификации целям учета и финансового контроля госорганизаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;
– низкое качество сметного планирования и отсутствие финансового контроля за составлением и утверждением консолидированных смет, отражающих доходы госорганизаций от внебюджетной деятельности.

Для снятий ограничений в реализации потенциала ГСО в интересах выполнения функций государства нужно уйти от действующих методов финансового контроля, учета, планирования, которые отталкиваются от анализа прошлого и не обеспечивают проведение стратегического анализа, призванного концентрироваться на будущем. Необходима трансформация всей системы финансового регулирования деятельности вуза – как внешнего, так и внутреннего. Должны быть предусмотрены возможности реализации таких инструментов как бюджетирование на основе проектного менеджмента и определение себестоимости образовательных услуг на основе подушевого финансирования.

Во ВГУЭС в целях повышения эффективности деятельности методы управленческого учета (бюджетирование, учет затрат по видам деятельности и образовательным программам) интегрируются с инструментарием стратегического управления.

Обычно понятие «бюджет» связывают с уровнями предоставления средств: государственным, федеральным, местным. В управленческом учете западных стран термин «бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к термину «смета» (доходов и расходов). Бюджеты могут быть составлены в финансовом и количественном выражении, иметь бесконечное количество видов и форм и не стандартизоваться, в отличие от бухгалтерских отчетов.

Необходимыми условиями успешного бюджетирования являются: 1) научно обоснованная система бухгалтерского учета; 2) эффективная система учета затрат; 3) организационная структура с разделением ответственности и прав по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности.

ВГУЭС создал и развивает систему бюджетирования   комплекс методов, подходов, финансово-экономических инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений на основе данных бухгалтерского учета. Разработанная система позволила иметь в режиме реального времени достоверную информацию о движении денежных средств по источникам возникновения, статьям расходов, в разрезе подразделений и смет, контролировать использование средств, планировать доходы и расходы на три года.

Главной особенностью созданной системы бюджетирования является ориентация на результат, что обеспечивает руководству университета и его подразделений возможность для принятия управленческих решений по важнейшим вопросам финансово-хозяйственной деятельности вуза:

– определение объема, источников и направлений эффективного использования материальных и финансовых ресурсов;
– разработка финансово-экономической стратегии устойчивого развития;
– разработка принципов и механизмов управленческого учета, обеспечивающих получение информации для предупреждения негативных и кризисных тенденций деятельности.

Процесс бюджетирования сопровождается интенсивным информационным обменом, включая планирование, контроль исполнения, анализ и корректировку планов.

Общий бюджет ВГУЭС представляет собой план работы, скоординированный по подразделениям и функциям, и состоит из двух бюджетов: оперативного и финансового. В процессе подготовки оперативного бюджета прогнозируемые объемы услуг по направлениям деятельности трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения. Оперативный бюджет включает бюджеты: услуг, производства, товарно-материальных запасов, расходов. Финансовый бюджет (смета доходов и расходов) – это план, в котором отражаются источники и направления использования финансовых средств. В целях эффективного использования бюджетных средств во ВГУЭС применяется следующая схема.

1. Финансовый план на учебный год формулируется с учетом бюджетного финансирования на основании стратегии развития университета и поставленных на бюджетный год задач. При этом бюджетные средства составляют основную часть фонда.

2. В рамках финансового плана разрабатываются сметы расходов по направлениям деятельности. Классификация расходов, созданная в университете, согласуется с бюджетной классификацией, детализирует ее и делает учет более прозрачным. Внутренняя классификация расходов составлена с учетом практики ведения финансово-экономической деятельности ВГУЭС.

3. Создана система документооборота планово-финансовой службы, с помощью которой все платежи производятся в соответствии с утвержденным планом.

4. Учет кассовых расходов в бюджетном учете ведется по сметам, направлениям затрат, подразделениям затрат, статьям затрат. Это позволяет контролировать выполнение финансового плана, определять затраты на подготовку специалиста, анализировать и оптимизировать затраты.

Методическому обеспечению определения и учета затрат во ВГУЭС традиционно уделяется большое внимание: в течение нескольких лет под общим руководством автора проводятся исследования по оптимизации расходов и созданию системы контроля за целесообразным и эффективным расходованием средств вуза. Внедрена методика определения затрат на образовательные услуги в разрезе специальностей и периодов обучения (за семестр, за год, по курсам, на одного студента).

Предлагаемый подход определяет связь между затратами и результатами оказания образовательной услуги, позволяет разработать реальную измерительную систему, повышает заинтересованность подразделений в конечных результатах, дает руководству эффективный инструмент управления затратами.

Реализация данного подхода потребовала создания автоматизированных рабочих мест и программного обеспечения для составления расписания учебных занятий, учета аудиторного фонда, бухгалтерского учета и кадрового делопроизводства. Такая постановка дела позволяет определить стоимость специальности, сумму затрат на подготовку специалиста, рентабельность специальности, гибко использовать политику ценообразования в вузе, оперативно отслеживать возникновение затрат на каждом этапе, проводить анализ для поиска путей их оптимизации.

Пересмотр объектов бюджетного учета. В новой инструкции по бюджетному учету введено понятие «амортизация», что подтверждает направленность на приведение в соответствие бюджетного и коммерческого учета. Как и в коммерческом учете, часть стоимости активов переносится на расходы. При этом бюджетные правила отличаются тем, что на основные средства стоимостью менее 1 тыс. руб. за объект амортизация не начисляется, списание на расходы производится в момент передачи в эксплуатацию. На имущество стоимостью более 10 тыс. руб. амортизация начисляется ежемесячно. Приобретение основных средств и любых активов не является расходом.

Для ВГУЭС вопрос учета амортизации встал (еще в период действия Инструкции по бюджетному учету № 107н) в связи с задачей формирования политики по управлению затратами в интеграции с инструментами стратегического планирования, управления затратами по проектам и пр. Для этих целей была разработана и внедрена методика определения стоимости материальных ресурсов в затратах вуза на подготовку специалистов. Было предложено раздельное исчисление амортизации основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. и свыше, разработаны нормы амортизации основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. для целей расчета затрат.

До 2005 г. в бухгалтерском учете бюджетных учреждений амортизация не рассчитывалась, а износ, который можно было принять в качестве амортизации, исчислялся один раз в конце года, поэтому во ВГУЭС для определения затрат на обучение одного студента в разрезе специальностей и отдельных семестров проводился внеплановый расчет.

Новый план счетов ввел множество ранее неизвестных для общественного сектора объектов бухгалтерского (бюджетного учета) – таких как непроизведенные активы (леса, недра, земля и т.п.). Предстоит определиться с оценкой нематериальных активов (интеллектуальная собственность). Инструкцией Минфина РФ № 70н для этого определены субсчета счета 106 «Вложения в нефинансовые активы». Данный счет используется для учета фактических расходов по предпринимательской деятельности (субсчет 10604), тогда как в коммерческом плане счетов для этого определен отдельный счет 26. Но субсчет 10604, предназначенный для аккумулирования фактических затрат, не детализируется в 7 – 9 знаках по элементам экономической классификации расходов (ЭКР). Поэтому во ВГУЭС ведется дополнительная аналитика по данному счету (по статьям экономической классификации), что позволяет корректно относить расходы на счет финансового результата (40101), который детализируется по ЭКР.

Пересмотр бюджетной классификации. Новая Бюджетная классификация направлена в первую очередь ориентирует на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса. Самым сложным и существенным в реформе бюджетного учета явилась его интеграция с Бюджетной классификацией доходов и расходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 249.

В девятизначной структуре номера счета код ЭКР фиксируется в 7 – 9 знаках в некоторых счетах бухгалтерского учета, в частности, в счетах, на которых собираются расходы. В группу этих счетов не вошел счет 10604, а ведь именно на нем вначале собираются расходы и лишь в момент определения финансового результата суммы по статьям переносятся на счет 40101. Во ВГУЭС данный счет ведется с аналитикой по статьям ЭКР.

Аналогичный подход выбран для ряда других счетов. Практически все расчеты по доходам от предпринимательской деятельности аккумулируются на счете 20503. Однако для целей учета этого недостаточно, так как начисление доходов производится по отдельным видам деятельности (за обучение, общежитие, родительская плата и т.д.). Поэтому дополнительно мы ведем аналитику по данному счету, которая также позволяет определять налоговую базу. Например, доходы от обучения не облагаются НДС, а доходы от общежития облагаются, что регулируется действующей учетной политикой университета.

Инструкцией по бюджетному учету не предусмотрен счет для учета бюджетных средств, однако понятие «финансирование» присутствует в расходном расписании наряду с понятием «лимит бюджетных обязательств», и значения по ним не всегда совпадают. В частности, по статье ЭКР 223 «Коммунальные услуги» лимиты в первый месяц даются на девять месяцев, финансирование же поступает в течение этого периода. Во ВГУЭС введен забалансовый счет для учета бюджетных средств – он используется для отражения поступления бюджетных средств и расходов. Таким образом, на счете аккумулируются остатки денежных средств бюджетного финансирования.

Для учета депонентов инструкцией определен один счет 30402, однако депоненты возникают по разным статьям – зарплата, стипендии, пособия, и по этому счету ведется детализированная аналитика. Унифицированный счет для расчетов по депонентам, по нашему мнению, уменьшает прозрачность расходов.

Счет 20103 «Денежные средства в пути», используемый для получения и сдачи наличных средств, не ведется по статьям ЭКР. Для контроля движения этих средств мы ввели дополнительную аналитику по ЭКР, что позволяет контролировать целевое использование бюджетных средств.

Трансформация бюджетной отчетности. Результатом работы бухгалтеров бюджетной сферы является бюджетная отчетность, составляемая в соответствии с Инструкцией Минфина РФ № 5н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности», которая дополняет Правила бюджетного учета, установленные Инструкцией по бюджетному учету, а также определяет новые подходы к формированию и представлению бухгалтерской отчетности в общественном секторе.

Ранее, в соответствии с Инструкцией Минфина РФ № 15н, бюджетная отчетность формировалась фактически для внутренних управленческих целей и предназначалась для внутренних пользователей, что не соответствовало международным подходам и положениям Руководства по статистике государственных финансов (РСГФ, отражает систему финансовой статистики для проведения налогово-бюджетного анализа, разработанную МВФ). Среди других недостатков следует отметить, что отчетность не основывалась на общепризнанных правилах ведения учета (в частности, МСФООС) и в ряде моментов противоречила теории бухгалтерского учета.

С введением новых принципов информация о результатах деятельности вуза как субъекта сектора госуправления должна раскрывать цели деятельности вуза, а также направления деятельности (функции). Основные результаты деятельности должны приводиться в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении и раскрывать используемые для их достижения ресурсы (кадровые, финансовые, имущественные).

Необходимость формирования финансовой отчетности не умаляет значения управленческого учета, который должен давать аналитическую информацию, обеспечивающую принятие экономических решений органами исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с РСГФ.

Из акцентирования внимания в Инструкции № 5н на внутреннем финансовом контроле следует, что вузы как субъекты СГУ будут исполнять нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части содержания учетной политики, которая обязательно должна определять порядок внутреннего контроля (что соответствует международным и российским стандартам учета и отчетности).

Из проведенного нами исследования и практической работы по совершенствованию учетной политики вуза следует, что применение новых нормативных актов по бюджетной классификации, бюджетному учету и отчетности осложнено для бухгалтеров вузов не только техническими трудностями бюджетного учета, но и организационными проблемами: отсутствием стандартов бюджетного учета, унифицированных форм и подходов. Поэтому нужны новые методологические подходы к бюджетному процессу и бюджетному учету в вузе. Должны быть созданы необходимые учетные механизмы и устанавливающие их нормативные правовые документы.

Для решения проблем, связанных с неурегулированностью ряда вопросов в сфере бухгалтерского, налогового учета и отчетности, задачами формирования и реализации единой учетной политики вуза в целях бухгалтерского учета, налогообложения и управленческого учета автором сформулированы методические рекомендации, включающие правила и принципиальные позиции по содержанию, оформлению, утверждению учетной политики и ее реализации в вузах как субъектах общественного сектора.