телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Совершенствование правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Вы здесь

Выпуск: 
Авторы: 

Е.Г. Колотова - начальник управления валютного регулирования и валютного контроля ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области

 

Версия для печати (формат .doc, 75 Kb) - скачать

Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7.08.01 г. № 115-ФЗ (далее – Закон) вступил в силу 1 февраля 2002 г. Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В Законе сформулированы перечень мер, направленных на противодействие отмыванию незаконных доходов; список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые непосредственно участвуют в исполнении требований Закона, их права и обязанности; виды операций, подлежащих обязательному контролю, и другие положения. Данный правовой акт стал одним из основных документов в системе формирования и становления целостного и всеобъемлющего контроля за проводимыми на территории РФ операциями с денежными средствами или иным имуществом.

 

За истекшие с момента вступления Закона в силу два с половиной года отдельные его положения подвергались изменениям и дополнениям, которые были востребованы практикой функционирования рассматриваемого механизма противодействия легализации преступных доходов. В результате были приняты три федеральных закона: от 25.07.02 г. № 112-ФЗ, от 30.10.02 г. № 131-ФЗ, от 28.07.04 г. № 88-ФЗ.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”» от 25.07.02 г. № 112-ФЗ внес дополнение в перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Первоначально в перечень были включены операции:

– с денежными средствами в наличной форме;

– с физическими или юридическими лицами, имеющими место жительства, регистрации, нахождения в стране или владеющими счетом в банке в стране, в отношении которой имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств;

– с физическими или юридическими лицами, имеющими регистрацию, место жительства, нахождения либо владеющими счетом в банке, зарегистрированном в государстве (на территории), в котором не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций;

– по банковским счетам (вкладам);

– иные сделки с движимым имуществом.

Федеральный закон № 112-ФЗ дополнил этот список операциями, связанными с деятельностью экстремистских организаций либо физических лиц, совершивших преступления экстремистской направленности.

Следующий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» от 30.10.02 г. № 131-ФЗ внес изменение в наименование самого Закона и содержание соответствующих статей; в нем уже появляется формулировка «финансирование терроризма».

В список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, введено уточнение в отношении организаций почтовой, телеграфной  связи и иных некредитных организаций, осуществляющих перевод денежных средств. Перечисленные организации названы организациями федеральной почтовой связи. Это уточнение сняло проблему определения иных некредитных организаций. В списке организаций из первоначального перечня остались:

– кредитные организации;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– страховые и лизинговые компании;

– ломбарды.

Список дополнен организациями:

– осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями;

– содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, проводящими лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд;

– осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

Существенно переработан перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В этой части перечень дополнен новой операцией и две операции исключены из состава обязательных.

Законодатель ввел операцию с физическим или юридическим лицом, имеющим регистрацию, место жительства, нахождения или счет в банке государства (территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Перечень таких государств, согласно Закону, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 26.03.03 г. № 173 Правительство РФ установило, что Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Службой внешней разведки РФ определяет перечень таких государств на основе перечней, составленных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также иными международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в работе которых принимает участие Российская Федерация.

Распоряжением КФМ России от 28.08.03 г. № 18 в перечень были включены девять стран: острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Украина. Распоряжением КФМ России от 01.03.04 г. № 7 перечень стран изменен в связи с исключением из него Египта и Украины.

Что касается операций, подлежащих обязательному контролю, то Законом № 131-ФЗ из числа таковых, в частности,  исключены операции с физическими или юридическими лицами, имеющими место регистрации, жительства, нахождения или счета в банках государств, связанных с незаконным производством наркотических средств. Перечень таких государств должно было определить Правительство РФ. Однако с момента опубликования Закона  № 115-ФЗ этот перечень так и не был определен.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении операций с физическими или юридическими лицами, имеющими место регистрации, жительства, нахождения или владеющих счетами в банках государств (территорий), в отношении которых не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций. Перечень государств (территорий) также должен был быть сформирован Правительством РФ (по согласованию с Банком России) и опубликован. Но до сих пор данный перечень Правительством не определен. Что касается Банка России, то он своим нормативным актом № 500-У установил перечень так называемых оффшоров, включающий более 40 стран и территорий, еще в 1999 г. Указанный нормативный документ продолжал свое действие и в 2002 г., то есть в период вступления в силу Закона № 115-ФЗ. Исполнение требований Закона для кредитных организаций стало проблематичным.

Почти семь месяцев кредитные организации вынуждены были самостоятельно решать вопросы: формировать (и каким образом) или не формировать, направлять или не направлять соответствующие данные по операциям с представителями оффшоров в КФМ. Проблему разрешил Банк России, издав рекомендации, согласно которым информация об операциях с резидентами оффшоров либо участниками внешнеэкономической деятельности, имеющими счета в банках оффшоров, предлагалась к формированию и направлению, квалифицированная не как операция, подлежащая обязательному контролю, а в качестве необычной или сомнительной сделки.

Организация работы с необычными сделками в корне отличается от работы с операциями, подлежащими обязательному контролю. Перечень операций, подлежащих обязательному контролю, строго определен самим Законом; установлено требование о сроке направления информации в ФСФМ 1  не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции; предусмотрена также ответственность за нарушение Закона в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которая может повлечь отзыв лицензии.

Работа с необычными сделками строится следующим образом:

– самостоятельно разрабатываются критерии выявления и признаки необычных сделок;

– если сделка соответствует критериям и признакам необычных, то она подлежит документальному фиксированию и направлению в ФСФМ (по Положению Банка России от  20.12.02 г. № 207-П не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия решения руководителем кредитной организации), либо необходимо проведение дополнительных мероприятий с целью уточнения ее характера и последующее направление информации в ФСФМ в указанном порядке. Следует отметить, что руководитель вправе принять и обоснованное решение о ненаправлении информации в ФСФМ, если документально будет подтверждено отсутствие оснований по отнесению конкретной сделки к необычным;

– если сделка не подпадает под разработанные критерии выявления и признаки необычных сделок, но у работника организации, осуществляющей операции, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, тогда сведения о сделке фиксируются документально, проводится дополнительное изучение сделки, самого клиента, круга его операций. В случае подтверждения подозрений информация  направляется в ФСФМ.

Итак, законодатель требует от каждой организации, обслуживающей клиентов и являющейся исполнителем Закона, разработку критериев и признаков необычных сделок осуществлять с учетом особенностей деятельности своих клиентов. Это подразумевает проведение постоянного и глубокого анализа деятельности каждого клиента, накопление, систематизацию и обновление информации, ведение соответствующих баз данных и доработку (переработку) критериев и признаков необычных сделок.

К сожалению, на практике встречаются случаи формального подхода кредитных организаций к определению критериев и признаков необычных сделок, что не соответствует цели самого Закона и не способствует эффективному функционированию механизма противодействия легализации преступных доходов.

Другим нововведением Закона  № 131-ФЗ стало изменение содержания одной из операций списка операций по банковским счетам (вкладам), включенных в перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Сам список операций по банковским счетам (вкладам) содержит четыре вида операций:

– размещение денежных средств во вклад (на депозит) на предъявителя;

– открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

– перевод денежных средств за границу на счет (вклад) анонимного владельца, поступление средств из-за границы со счета (вклада) анонимного владельца;

– зачисление (списание) денежных средств по счетам (вкладам) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, либо зачисление (списание) денежных средств по счетам (вкладам) юридического лица, если осуществляется первая операция по открытому счету.

Изменение коснулось содержания операции по счетам  юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации. В первоначальной редакции Закона характеристика указанной операции была оформлена как «...зачисление на свой счет или списание со своего счета...», что автоматически ограничивало фактическое разнообразие оснований зачисления средств на счета, в частности, от контрагентов по любым видам хозяйственных и коммерческих отношений. Результатом некорректно приведенной в Законе формулировки этой операции стало формальное ее применение, по меньшей мере, в течение семи месяцев, пока по линии Банка России в августе 2002 г. не было подготовлено и опубликовано Информационное письмо № 1 с разъяснением подхода к применению данной в Законе формулировки 2. Но окончательную ясность внес Закон № 131-ФЗ. То есть по прошествии 11 месяцев (со дня вступления Закона № 115-ФЗ до вступления в силу Закона № 131-ФЗ) характеристика операции приведена, наконец, в соответствующий вид, и с января 2003 г. все операции, связанные с зачислением денежных средств на счет (вклад), списанием со счета (вклада) юридического  лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации (естественно, при условии, что сумма каждой отдельной операции  равняется или превышает 600 тыс. руб. либо составляет ее эквивалент в иностранной валюте), подпадают под обязательный контроль.

Суммовое выражение операций, подлежащих обязательному контролю, первоначально было определено только как равенство или превышение 600 тыс. руб. Законом № 131-ФЗ внесено дополнение в части операций в иностранной валюте на сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. или более, и определен порядок пересчета, который предусматривает использование официального курса Банка России, действующего на дату совершения операции. 

Нововведением Закона № 131-ФЗ явилось изменение подхода к операциям, связанным с экстремистской деятельностью. Если по Закону № 112-ФЗ, который ввел определение такой операции, на нее распространялось единое суммовое выражение для отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю, как равенство или превышение 600 тыс. руб., то новые требования этот барьер исключили. В результате любая операция, связанная с экстремистской деятельностью, причем независимо от суммового выражения операции, подвергается обязательному контролю.

В отношении операций, связанных с экстремизмом, определена новая процедура – их приостановление (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица) и установлен порядок его проведения. Порядок заключается в том, что организация, осуществляющая операции с денежными средствами по поручению клиента, приостанавливает при наличии оснований операции, имеющие связь с экстремизмом, на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента должно быть выполнено, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления, предоставляет информацию в ФСФМ. Последняя в течение этих двух дней имеет право продлить срок приостановления до пяти рабочих дней для дополнительного изучения характера операции. Решение о приостановлении операции оформляется постановлением ФСФМ, которое направляется инициатору информации. В случае, если организация-инициатор не получила в течение первых двух рабочих дней постановление, то операция проводится.

Чрезвычайно своевременным является дополнение Закона, касающееся предоставленного кредитным организациям права отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и условий реализации такого права. Условиями для отказа служат:

– непредставление лицом, открывающим счет (вклад), документов, необходимых для его идентификации;

– представление недостоверных документов;

– наличие в отношении конкретного лица сведений о его участии в террористической деятельности.

Законом № 131-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, дано право отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для ее фиксирования.

Нововведения в части указанных прав организаций – исполнителей требований Закона № 115-ФЗ (приостановление операции, отказ от выполнения распоряжения клиента) стали поистине передовыми в плане организации работы с клиентами, соответствующей международным стандартам, и  защиты от гражданско-правовой ответственности.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”» от 28.07.04 г. № 88-ФЗ пополнил список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Список операций, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделкой с недвижимым имуществом – при условии, что сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. (либо ее эквивалент).

Кроме этого, в перечень включена еще одна новая операция – по предоставлению (получению) юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим или юридическим лицам. Здесь для большинства операций устанавливается уровень обязательного контроля в размере 600 тыс. руб. и более.

Прогрессивным изменением следует считать уточнение одного вида операций из перечня операций с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю. Речь идет о покупке или продаже наличной иностранной валюты. Уточнение сделано в отношении субъекта операции – физического лица. Отсутствие такой формулировки на протяжении двух с половиной лет действия Закона № 115-ФЗ приводило к тому, что уполномоченные банки, осуществляя в соответствии с лицензией Банка России операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на межбанковском рынке для целей обеспечения спроса населения, должны были сообщать в ФСФМ информацию о своих операциях как операциях уровня обязательного контроля. На самом же деле эти операции уполномоченных банков не могут быть связаны с фактами отмывания в своей основе, поэтому контроль с точки зрения рационального применения закона перенесен на уровень операций физических лиц.

Закон № 88-ФЗ ввел понимание процедуры идентификации лица, находящегося на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Под идентификацией понимается установление:

в отношении физических лиц – фамилии, имени, отчества, гражданства, реквизита документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства или места пребывания, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). В принципе эти данные требовались по старой редакции Закона, требуются и в условиях новой редакции для документального фиксирования. Новое условие проведения документального фиксирования и включения в процедуру идентификации – установление данных миграционной карты, подтверждающей право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

в отношении юридических лиц – наименования, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации, государственного регистрационного номера, места государственной регистрации и адреса местонахождения.

Естественно, что знакомство с клиентом начинается со сбора указанной информации, а в случае проведения им операции, подлежащей обязательному контролю, – документального фиксирования для целей исполнения Закона этой же информации и сведений о самой операции.

Впервые в обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вменено установление и идентификация выгодоприобретателей.

Определен перечень запретов для кредитных организаций. До введения в действие Закона № 88-ФЗ действовал один запрет, распространяющийся только в отношении открытия счета (вклада) на анонимного владельца, то есть при непредоставлении лицом, открывающим счет, документов для его идентификации. По новым условиям к указанному ограничению (запрету) добавлены запреты на открытие счета (вклада) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя и на установление, поддержание отношений с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Также к ранее действовавшим основаниям для отказа кредитных организаций при заключении договора банковского счета (вклада), в частности, с юридическим лицом  добавлен отказ по причине отсутствия по своему местонахождению его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности. Одновременно кредитные организации поставлены в условия обязательного исполнения нового требования Закона, которое заключается в представлении в ФСФМ сведений о случаях отказа по приведенным основаниям от заключения договора банковского счета (вклада) или от проведения операций. Установлен срок подачи сведений – не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

В качестве исполнителей требований Закона кроме организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованы и иные лица – адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Указанные лица обязываются проводить в отношении своих клиентов идентификацию, фиксирование информации в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень таких операций включает:

– сделки с недвижимым имуществом;

– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

– создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также куплю-продажу организаций.

Что касается уведомления ФСФМ иными лицами, то Законом № 88-ФЗ установлена обязанность направления информации адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, по операциям клиентов при наличии оснований полагать, что  операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Значительным событием следует считать решение законодателя по предоставлению федеральными органами исполнительной власти организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений, содержащихся:

– в Едином государственном реестре юридических лиц,

– в Сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний,

– в базе данных об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц и об утерянных бланках паспортов.

Претворение в жизнь этого решения повысит качество процедуры идентификации клиентов.

Совершенствование правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводилось по следующим направлениям:

1. Расширение сферы действия Закона. Противодействие распространено на операции, преследующие цель финансирования терроризма.

2. Уточнение перечня операций, подлежащих обязательному контролю.

3. Увеличение состава организаций, определение иных лиц (адвокаты, нотариусы), осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

4. Расширение прав кредитных организаций в части возможности отказа от заключения договора банковского счета (вклада), от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, приостановления операции в отношении лица, имеющего непосредственное или косвенное отношение к террористической деятельности.

5. Установление запретов на открытие кредитными организациями счетов (вкладов) по отдельным категориям лиц.

6. Уточнение процедуры идентификации клиентов, повышение ее качества в связи с решением о предоставлении федеральными органами власти дополнительных сведений.

Итак, в Российской Федерации создана полноценная законодательная база в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, разработан механизм ее реализации.

Мероприятия, проведенные в России в этом направлении, получили высокую оценку ФАТФ, и с 2003 г. Российская Федерация стала полноправным членом этой международной организации. Однако отдельные положения Закона № 115-ФЗ требуют уточнения  и доработки, поэтому совершенствование созданного правового механизма необходимо продолжить.


[1] - Указом Президента РФ от 9.03.04 г. КФМ преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ).

[2] - Опубликовано в Вестнике Банка России. 2002. № 48. от 21 авг.