В.В. Михайлов д-р экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита КИ (ф) РГТЭУ (Кемерово)
О.В. Глушакова канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры финансов и кредита КемГУ (Кемерово)
Обсуждаются проблемы публичного управления социально-экономическими системами переходного типа (государство, регион, муниципальное образование). Утверждается, что повышение качества человеческого капитала как новый ценностный ориентир развития социально-экономических систем позволит обеспечить переход публичного управления на качественно новый уровень.
В.В. Михайлов, д-р экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита КИ (ф) РГТЭУ (Кемерово).
О.В. Глушакова, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры финансов и кредита КемГУ (Кемерово).
Обсуждаются проблемы публичного управления социально-экономическими системами переходного типа (государство, регион, муниципальное образование). Утверждается, что повышение качества человеческого капитала как новый ценностный ориентир развития социально-экономических систем позволит обеспечить переход публичного управления на качественно новый уровень.
Ключевые слова: публичное управление, социально-экономические системы, устойчивое сбалансированное развитие, качество человеческого капитала.
Усиление интереса научного сообщества России и органов власти и управления всехуровней к проблемам управленческой деятельности обусловлено процессами развития в стране рыночных отношений и обострением на их фоне внутрисистемных противоречий эконо ¬мического и, в особенности, социального характера.
Актуализация вопросов публичного управления связана еще и с тем, что одной из приоритетных целей, обозначенных в Указе Президента РФ [1] и ряде нормативных правовых актов, стало повышение качества жизни населения страны как наиболее значимого фактора в обеспечении национальной безопасности.
Ретроспективный взгляд на развитие социально-экономической системы России позволяет увидеть те исторические предпосылки, которые обусловили трудности трансформационного перехода к развитому рынку и возникновение ряда проблем современного публич ¬ного управления, прежде всего на государственном и муниципальном уровне.
Переломным для социально-экономической системы России стал 1992 г., когда ее развитие достигло точки бифуркации. Экономика бывшего СССР находилась в состоянии системного кризиса и характеризовалась экстенсивностью, большим удельным весом добывающих и обрабатывающих производств в структуре ВВП, хроническим бюджетным дефицитом, высоким уровнем внешнего и внутреннего долга и т.п., что означало необходимость выбора новой траектории развития.
Переход к рыночным отношениям повлек за собой трансформацию системного кризиса в системно-трансформационный, сопровождающийся усилением и углублением его составляющих. Системно-трансформационный кризис как сложное и многокомпонентное явление вобрал в себя кризис бюджетной и денежно-кредитной систем, структурный и циклический кризисы экономики, институциональный и инновационный кризисы, кризис и социальный кризис. Системообразующей основой кризиса, его несущей конструкцией стал кризис управления, а его сердцевиной - кадровый кризис.
Сложившаяся в прошлом административно-командная система управления практически перестала функционировать, а рыночная система управления и ре гули ¬рования еще не была создана. В результате советскую систему заменила схожая по институциональному со ¬держанию система управления, которая по существу была антиподом системы управления рыночного типа.
Вынужденное заимствование форм и методов управления административно-командной системы привело к формированию адаптивной модели переходной экономики, характеризующейся усилением разрыва между формальными и неформальными институтами, а также ростом теневой экономики, социальной дифференциации, преступности и т.п. [2, с. 20].
Однако нельзя утверждать, что за двадцатилетний период российская система органов публичного управления не претерпела никаких структурных и функциональных изменений.
Принятие законодательных актов прямого действия, таких как Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Трудовой кодексы, позволило подвести под управление социальными, экономическими и финансово-бюджетными процессами солидную законодательную и нормативную правовую базу. Важным шагом в деле совершенствования публичного управления стало формирование на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 [3] системы федеральных органов исполнительной власти, включающей федеральные министерства, феде ¬ральные службы и федеральные агентства. Это позво ¬лило разграничить функции нормотворчества, текущего управления и контроля.
Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 [4] система федеральных органов исполнительной власти...