телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Особенности системы налогообложения субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 

Ж.О. Лукпанова  - преподаватель КазФЭИ, аспирант КазЭУ им. Т. Рыскулова

 

Версия для печати (формат .zip, 18 Kb) - скачать

Вопросы предпринимательства сегодня волнуют практически весь деловой мир. Предпринимательская деятельность предполагает смелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поиск общественной потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной борьбы и решение проблем инвестирования.

Параллельное функционирование государственных и частных предприятий свойственно развитым странам и странам, стремящимся к построению рыночной экономики. В Казахстане развитие предпринимательской деятельности наблюдается с 1992 г. Оперативная реакция на необходимость быстрого развития рыночных структур в республике позволила создать сеть малых и частных предприятий. Число частных предприятий из года в год растет: например, в 1994 г. по сравнению с 1993 г. оно увеличилось на 18,5 % и в 2,5 раза по сравнению с 1992 г. Промышленно-производственной деятельностью в 1994 г. занималось 326 кооперативов, 1298 малых и 1540 частных предприятий, строительством – 664 кооперативов, 1879 малых и 2587 частных предприятий. Значительное число предприятий малого бизнеса было занято торгово-коммерческой деятельностью. Несмотря на трудности, связанные с кризисным состоянием экономики, сокращением платежеспособного спроса, ростом издержек производства, частный сектор продолжал укрепляться, и на конец 1995 г. число предприятий составляло уже 68 тыс. (без учета крестьянских хозяйств), из них более 17 тыс. – малые предприятия.

С принятием в 1997 – 1998 гг. законов «Об индивидуальном предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» количество субъектов предпринимательской деятельности увеличилось. Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 чел. и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60-тысячекратного расчетного показателя.

Сегодня в Казахстане 80 % зарегистрированных юридических лиц – частные предприятия и 20 % – государственные, в том числе иностранные, с иностранным участием и участием государства (табл. 1).

 

Таблица 1
Распределение зарегистрированных юридических лиц по формам собственности и размерам на 1.03.03 г.

Виды предприятий
Количество предприятий
В государственной собственности
В частной собственности
С участием государства
С иностранным участием
Иностранные
Малые
98 053
14 321
81 709
826
2269
2023
Средние
11 090
5700
5344
663
154
46
Крупные
2742
904
1814
325
63
24
Итого
111 885
20 925
88 867
1814
2486
2093

Малый бизнес в Казахстане занимает особое место, на его долю приходится 87 % всех зарегистрированных юридических лиц, а из 88 867 частных предприятий 81 709 предприятий являются малыми, то есть более 90 %.

Таблица 2
Динамика развития малого бизнеса в 1998 – 2001 гг.

Показатели
1998
1999
2000
2001
Количество действующих малых предприятий, тыс.
57
63
67
75,9
В том числе активных
31
33
34
40
Доля МП в общей численности всех предприятий, %
51
67
71
76
Занято на малых предприятиях, тыс. чел.
318,4
350
385,5
429,5
Доля занятых на МП в общей численности занятого населения, %
5,2
5,7
6,3
6,6
Выпуск продукции МП, млн тенге
226
307,9
325,5
225

Как показывает табл. 2, поддержка со стороны государства и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства привели к тому, что в Республике Казахстан в последние годы деятельность предприятий малого бизнеса значительно активизировалась.

Доля малых предприятий и их вклад в развитие экономического комплекса республики год от года увеличиваются. На начало 2000 г. доля субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте республики составила 13,3 % против 7 % в 1997 г., а валовой добавленной стоимости – 14,1 % против 7,4 %, то есть увеличилась за указанный период почти в 2 раза.

Одной из основных задач развития малого предпринимательства является обеспечение занятости населения. Из числа занятых 31 % – фермеры, 25 % – индивидуальные предприниматели и 44 % заняты на малых предприятиях. На региональном уровне более 1/5 работающих в малом предпринимательстве приходится на г. Алматы, по 1/10 – на Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области.

Если рассматривать эти предприятия по видам деятельности, то ситуация следующая: 47,5 % субъектов приходится на торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования; 12,6 % заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности; 10,3 % – в строительстве; 9,5 % предприятий занимаются операциями с недвижимым имуществом; 20 % – совокупная доля предприятий сельского хозяйства, сферы образования, строительства, оказывающих коммунальные и персональные услуги, сферы управления и здравоохранения, транспорта и связи и т.д. Наибольшее количество активных малых предприятий приходится на сферу торговли как наиболее доступную для них – здесь не требуется больших капиталовложений и оборот денежных средств осуществляется за более короткий срок (табл. 3).

Таблица 3
Распределение предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности на 1.01.03 г.

Отрасли и сферы деятельности
Зарегистрировано предприятий
Действующие предприятия
Всего, ед.
В % к итогу
Всего, ед.
В % к итогу
Из них активные, ед.
В % к итогу
Сельское хозяйство, охота и лесоводство
7726
7,9
6011
7,9
3298
8,2
Рыболовство, рыбоводство
282
0,3
250
0,3
86
0,2
Промышленность
Горнодобывающая
Обрабатывающая
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды
12 474
675
10895
904
12,7
0,7
11,1
0,9
10008
484
8733
791
13,2
0,6
11,5
1,1
5557
235
4937
385
13,8
0,6
12,2
1,0
Строительство
10 165
10,3
8025
10,6
3925
9,8
Торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования
46 690
47,4
34 878
45,9
17 516
43,5
Гостиницы и рестораны
1854
1,9
1310
1,7
790
2,0
Транспорт и связь
5000
5,1
4211
5,6
2545
6,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям
9358
9,5
7501
9,9
4340
10,8
Образование
877
0,9
700
0,9
369
0,9
Здравоохранение и социальные услуги
1545
1,6
1200
1,6
666
1,7
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги
2329
2,4
1831
2,4
1147
2,9
Итого
98 300
100
75 925
100
40 239
100

Как известно, система налогообложения – это тот регулятор, который может стимулировать или тормозить развитие экономической деятельности.

Первым законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Казахстане, стал Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый в декабре 1991 г., в соответствии с которым система налогообложения включала общегосударственные, общеобязательные местные и иные местные налоги. Из 43 видов налогов 16 было государственных, 10 общеобязательных и 17 местных налогов и сборов. Каждый вид налога регулировался еще дополнительным законом и различными инструкциями. Все это затрудняло работу органов налоговой службы и самих предприятий. В результате такого поспешного принятия решения пострадала вся система взаимоотношений государства с налогоплательщиками, что отрицательно отразилось на деятельности предпринимателей.

Указом Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», принятым 24.04.95 г., система налогов была значительно систематизирована и упрощена, то есть, во-первых, сократилось их количество, что уже послужило стимулом к развитию предпринимательства в стране, а во-вторых, все виды налогов были объединены и регулировались одним законом. Таким образом, был сделан шаг к совершенствованию налоговой системы и решению некоторых проблем налогообложения.

Но, как известно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным: этот фискальный механизм является инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. Указ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» подробно не предусматривал механизм и порядок налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. Также в нем не рассматривались, как это сейчас есть в Налоговом кодексе, специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. Сегодня в целях поддержки развития предпринимательского движения и роста малого бизнеса в Казахстане все это объединено в один законодательный акт, в котором предусмотрен ряд мер, направленных на упрощение системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.

В Налоговом кодексе, принятом 12.06.01 г., дается разъяснение процедуры регистрации налогоплательщиков, расписаны особенности, порядок и условия применения специального налогового режима (далее СНР), порядок расчета с бюджетом, применения контрольно-кассовых машин и т.д. В соответствии с налоговым законодательством субъекту малого бизнеса дается право самому выбирать форму расчета с бюджетом – в общеустановленном порядке или по специальному налоговому режиму.

Учитывая многообразие форм предпринимательской деятельности в рамках специального налогового режима, субъектам малого бизнеса предлагаются три способа расчета с бюджетом. Если деятельность предпринимателя носит эпизодический характер, то он может рассчитываться на основе разового талона. Если доход предпринимателя невелик, то осуществляя свою деятельность в форме личного предпринимательства, он вправе рассчитываться с бюджетом на основе патента. Для предпринимателя, чья разноплановая деятельность связана с привлечением наемного труда, предлагается третья форма расчета с бюджетом – на основе упрощенной декларации.

Такой механизм налогообложения в рамках названных форм расчетов с бюджетом позволяет учитывать разные уровни предпринимательской деятельности, прививает предпринимателю навыки налоговой грамотности, дает возможность постепенно переходить к более солидному бизнесу.

Физические лица, осуществляющие расчеты с бюджетом на основе разовых талонов, освобождены от применения контрольно-кассовых машин, и единственное требование, которое будет предъявляться к ним, – наличие разового талона на руках. Разовый талон приобретается до начала осуществления деятельности.

Стоимость талонов устанавливается местным представительным органом на основе данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью. Разовый талон является бланком строгой отчетности, может приобретаться как на один день, так и на более длительный срок, но не более чем на один месяц. (При этом стоимость разового дневного талона умножается на количество дней осуществления деятельности.)

Для индивидуальных предпринимателей, бизнес которых приобретает стабильный характер, предусмотрена патентная форма расчетов с бюджетом. Ее могут использовать индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства, которые не используют труд наемных работников и получают доход не более 1 млн тенге в год. Такая форма расчета удобна для начинающих предпринимателей, имеющих небольшие обороты.

Для получения патента предпринимателю необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление с указанием предполагаемого дохода и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также лицензию (при осуществлении лицензируемого вида деятельности; при этом патент выдается на срок, не превышающий срок действия лицензии).

Сумма налогов по патенту установлена в размере 3 % от заявленного налогоплательщиком предполагаемого дохода. Говоря иными словами, налоги исчисляет сам предприниматель без осуществления каких-либо расчетов, а просто путем применения единой ставки (равной 3 %) к предполагаемому доходу. Полученная сумма является стоимостью патента, которую предприниматель должен уплатить в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Такой механизм определения налоговых обязательств не составляет для предпринимателя особого труда.

К примеру, при предполагаемом доходе индивидуального предпринимателя 50,0 тыс. тенге стоимость патента составит 1500 тенге (50,0 • 3 %). Стоимость патента делится на индивидуальный подоходный налог 750 тенге (1500 : 2 = 750) и социальный налог 750 тенге и подлежит перечислению в бюджет.

Патент выдается налоговыми органами после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих уплату в бюджет стоимости патента и обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Патент по желанию индивидуального предпринимателя может выдаваться налоговым органом как на один месяц, так и на несколько месяцев, но не более чем на год.

При превышении дохода одного миллиона тенге либо при необходимости привлечения наемных работников для осуществления деятельности индивидуальному предпринимателю необходимо перейти на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации или на общеустановленный порядок налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации имеют право применять:

– индивидуальные предприниматели (физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), численность работников которых, включая самого индивидуального предпринимателя, не превышает 15 чел., а квартальный доход составляет не более 4,5 млн тенге;

– юридические лица, где поквартальная численность работников не превышает 25 чел., а квартальный доход не превышает 9 млн тенге.

Данный режим примечателен тем, что, во-первых, исчисление налоговых обязательств производится по окончании квартала по фактически полученному доходу; во-вторых, налоги, исчисляемые на основе упрощенной декларации, рассчитываются по единой ставке без учета затрат. То есть для исчисления корпоративного или индивидуального подоходного и социального налогов не нужно вести учет затрат.

При исчислении налогов к общему полученному доходу за квартал за минусом суммы налога на добавленную стоимость (если предприниматель является плательщиком налога на добавленную стоимость) применяется шкала сложно-прогрессивных ставок: трехуровневая – для индивидуальных предпринимателей и пятиуровневая – для юридических лиц.

Таблица 4.

Доход индивидуального
предпринимателя за квартал
Ставка налогов
До 1500,0 тыс. тенге
4 % от суммы дохода
1500,0 тыс. тенге – 3000,0 тыс. тенге
60,0 тыс. тенге + 7 % от суммы дохода, превышающей 1500,0 тыс. тенге
Свыше 3000,0 тыс. тенге
165,0 тыс. тенге + 11 % от суммы дохода, превышающей 3000,0 тыс. тенге
Доход юридического лица за квартал
Ставка налогов
До 1500,0 тыс. тенге
5 % от суммы дохода
1500,0 тыс. тенге – 3000,0 тыс. тенге
75,0 тыс. тенге + 7 % от суммы дохода, превышающей 1500,0 тыс. тенге
3000,0 тыс. тенге – 4500,0 тыс. тенге
180,0 тыс. тенге + 9 % от суммы дохода, превышающей 3000,0 тыс. тенге
4500,0 тыс. тенге – 6500,0 тыс. тенге
315,0 тыс. тенге + 11 % от суммы дохода, превышающей 4500,0 тыс. тенге
Свыше 6500,0 тыс. тенге
535,0 тыс. тенге + 13 % от суммы дохода, превышающей 6500,0 тыс. тенге

 

Например, если доход индивидуального предпринимателя за квартал составляет 3800,0 тыс. тенге, то сумма налогов:
с первых 1500,0 тыс. тенге – 60,0 тыс. тенге (1500,0 • 4 % = 60,0);
со вторых 1500,0 тыс. тенге – 105,0 тыс. тенге (1500,0 • 7 % = 105,0);
60,0 + 105,0 = 165,0 тыс. тенге (сумма, указанная в таблице ставок);
с оставшейся суммы 800,0 тыс. тенге – 88,0 тыс. тенге (800,0 • 11 % = 88,0).
Итого: 253,0 тыс. тенге (60,0 + 105,0 + 88,0).

При росте доходов и численности наемных работников индивидуального предпринимателя в целях стимулирования перерегистрации его в качестве юридического лица на третьем уровне шкалы ставок (квартальный доход от 3,0 млн тенге до 4,5 млн тенге) предусматривается более низкое обложение юридических лиц по сравнению с индивидуальным предпринимателем.

К примеру, при доходе 4500,0 тыс. тенге сумма налогов, рассчитанная по шкале ставок, составит:
– для индивидуального предпринимателя – 330,0 тыс. тенге;
– для юридического лица – субъекта малого бизнеса – 315,0 тыс. тенге.

После определения суммы налогов по шкале ставок производится корректировка исчисленной суммы в сторону ее уменьшения в зависимости от численности занятых работников в размере 1,5 % от суммы налогов за каждого работника. При этом корректировка может производиться только в случае, если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного квартала составила не менее трехкратного минимального размера месячной заработной платы (МЗП), установленной законодательством Республики Казахстан (в 2002 г. МЗП = 3680 тенге, соответственно, трехкратный минимальный размер МЗП равен 11 040 тенге (3680 • 3)).

Вернемся к ранее приведенному примеру, когда у индивидуального предпринимателя доход за квартал составил 3500,0 тыс. тенге, а сумма налогов по шкале ставок – 253,0 тыс. тенге. Допустим, что среднесписочная численность работников за квартал – четыре человека со среднемесячной заработной платой наемных рабочих 12 500 тенге, тогда сумма корректировки налогов составит:
253,0 • 4 • 1,5 % = 15,18 тыс. тенге.
Таким образом, подлежит уплате в бюджет:
253,0 – 15,18 = 237,82 тыс. тенге.

Исчисленная сумма налогов делится пополам и уплачивается в бюджет в виде корпоративного (индивидуального) подоходного и социального налогов. В приведенном примере индивидуальный предприниматель должен уплатить в бюджет:

118,91 тыс. тенге в виде индивидуального подоходного налога;
118,91 тыс. тенге в виде социального налога.

При этом сумма 118,91 тыс. тенге индивидуального подоходного налога есть сумма индивидуального подоходного налога за самого индивидуального предпринимателя. Поэтому с заработной платы, начисленной наемным работникам, индивидуальный предприниматель должен удерживать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты в общеустановленном порядке.

Норма, предусмотренная в Налоговом кодексе по корректировке налогов в зависимости от численности занятых работников, направлена на усиление заинтересованности предпринимателей в легализации доходов и фактической численности привлекаемых работников для осуществления деятельности, поскольку с увеличением объема дохода и количества численности работников сумма, остающаяся в распоряжении субъекта малого бизнеса после уплаты налогов, увеличивается.

Сумма корректировки (уменьшения) составит:
– при доходе 1500,0 тыс. тенге и среднесписочной численности работников 3 чел. – 2,7 тыс. тенге (60,0 • 3 • 1,5 %);
– при доходе 4500,0 тыс. тенге и среднесписочной численности работников 15 чел. – 74,3 тыс. тенге (330,0 • 15 • 1,5 %).

При этом максимальный уровень налоговой нагрузки в процентах к доходу с учетом корректировки в зависимости от численности работников, составит:

– для индивидуальных предпринимателей – 5,7 %;
– для юридических лиц – субъектов малого бизнеса – 6,0 %.

В случае, если размеры дохода и численности работников в течение налогового периода выше предельных, то предприниматель обязан перейти на общеустановленный режим налогообложения, начиная со следующего квартала. А общеустановленный режим налогообложения означает уплату всех налогов в полном объеме.