телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Основные изменения в налоговом законодательстве

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 

А.В. Панченко - и.о. заместителя начальника аналитического отдела Межрегиональной инспекции МНС России по Сибирскому федеральному округу

 

Версия для печати (формат .doc, 127 Kb) - скачать

Процесс принятия налоговых законов на протяжении последних лет имеет два явно выраженных пика – летом, в июле-августе, и зимой, в ноябре-декабре. Летом текущего года федеральные законодатели «побили» все рекорды по количеству принятых и опубликованных законов: в мае – августе было принято свыше двух десятков федеральных законов, вносящих изменения в налоговое законодательство Российской Федерации. Рассмотрим основные положения принятых федеральных законов.

 

1. Федеральный закон от 07.05.04 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” и в статью 5 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» вносит изменения в порядок обложения нефти вывозной таможенной пошлиной и налогом на добычу полезных ископаемых. Эти изменения и дополнения направлены на увеличение налоговой нагрузки на нефтедобывающий сектор при высоких мировых ценах на нефть.

Установлена новая шкала ставок вывозной таможенной пошлины в отношении сырой нефти (код товара 2709 ТН ВЭД) в зависимости от цены нефти на мировых рынках (табл. 1).

Таблица 1
Предельная ставка таможенной пошлины, %

Цена нефти,
 дол. США за тонну
Старая редакция
Новая редакция
До 109,5 включительно
0
0
От 109,5 до 146
35
35
От 146 до 182,5
45
Свыше 182,5
40
65

В соответствии с внесенными изменениями Правительство РФ постановлением от 15.07.04 г. № 354 с 1 августа 2004 г. увеличило ставку вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород (код ТН ВЭД России 2709), с 41,6 до 69,9 дол. США за тонну.

С 1 января 2005 г. вносятся также изменения в формулу расчета корректирующего коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть, используемого при расчете налога на добычу полезных ископаемых. Так, с 8 до 9 дол. США увеличен необлагаемый уровень мировой цены на нефть. Кроме того, предусматривалось увеличение ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с 347 до 400 руб. за тонну, однако последующими изменениями вводится более значительное увеличение – до 419 руб. (см. комментарий к Федеральному закону от 18.08.04 г. № 102-ФЗ).

2. Федеральным законом от 29.06.04 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» завершается законодательное оформление реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области налогов и сборов, труда и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела.

Вносятся изменения в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, закрепляющие преобразование Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу и устанавливающие полномочия налоговых и финансовых органов в сфере налогообложения.

Кроме того устанавливается, что Федеральная налоговая служба является правопреемником упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функции по представлению интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

3. Федеральный закон от 30.06.04 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вносит изменения в порядок исчисления налога на игорный бизнес и регистрации объектов налогообложения.

С 1 сентября 2004 г. претерпевает изменения порядок исчисления налога в случае изменения (установки новых или выбытия) количества объектов налогообложения в налоговом периоде. В новой редакции ст. 370 Налогового кодекса при выбытии до 15 числа или установке после 15 числа текущего налогового периода объектов налогообложения применять половинную ставку налога необходимо только в отношении этих объектов. Прежняя редакция (пункты 3 – 4 ст. 370 НК) позволяла налогоплательщикам в случае изменения количества объектов налогообложения применять половинную ставку в отношении всех объектов налогообложения.

С 1 января 2005 г. каждый объект, облагаемый налогом на игорный бизнес, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки указанных объектов. В том случае, если налогоплательщик не состоит на учете в налоговых органах на территории субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения, он обязан встать на учет в налоговых органах по месту установки объекта налогообложения. Соответственно, исчисление, уплата и представление деклараций по налогу на игорный бизнес должны осуществляться по каждому месту регистрации объектов налогообложения.

Напомним, что в настоящее время объекты налогообложения подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения налогоплательщика. Например, если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по месту жительства в Омской области, устанавливает игровые автоматы не только не территории Омской области, но и в Новосибирской и Кемеровской областях, то объекты налогообложения (игровые автоматы) подлежат регистрации только в налоговом органе по месту жительства предпринимателя. Соответственно, исчисление и уплата налога, а также представление налоговых деклараций будут осуществляться в порядке, в сроки и по ставкам, установленным в Омской области. Учитывая региональные различия в размерах налоговых ставок (в Омской области – 3000 руб., в Новосибирской области – 3500, в Кемеровской области – 6000 руб.), очевидно, что существующий порядок нельзя назвать оптимальным.

4. Федеральным законом от 30.06.2004 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, дополнен призами, полученными спортсменами на всемирных шахматных олимпиадах, а также спортсменами-инвалидами на параолимпийских и сурдоолимпийских играх.

5. Федеральным законом от 20.07.04 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в главе 26.3 Налогового кодекса перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход, дополнен оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Установлено, что для целей взимания единого налога на вмененный доход платными стоянками являются площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств. Физическим показателем для данного вида деятельности определена площадь стоянки в квадратных метрах, базовая доходность – 50 руб. в месяц за единицу физического показателя.

Принятие Закона вызвано неоднозначной ситуацией, сложившейся в вопросе возможности применения единого налога на вмененный доход в отношении услуг платных автостоянок. Пунктом 5 письма МНС России от 11.06.03 г. № СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было определено, что оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Вместе с тем решением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.05.04 г. № 4719/04 указанное положение письма было признано недействующим как не соответствующее положениям главы 26.3 Налогового кодекса. Суд пришел к выводу, что из положений статей 346.26 и 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что организации и индивидуальные предприниматели при оказании бытовых услуг правомочны перейти на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывая любую из услуг, установленных Общероссийским классификатором услуг населению, включая и хранение автотранспортных средств на платных автостоянках, при условии, что эти услуги оказываются физическим лицам.

Таким образом, в регионах, где бытовые услуги отнесены к видам деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход 1, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг по хранению транспортных средств на автостоянках, подпадают под уплату единого налога на вмененный доход. При этом размер вмененного дохода рассчитывается исходя из численности работников и базовой доходности, установленной для оказания бытовых услуг.

Внесенные изменения вступают в силу с 1 октября 2004 г., однако, принимая во внимание, что виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, необходимо также внести соответствующие изменения и в региональное законодательство.

6. Федеральным законом от 20.07.04 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.27 и 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» вносятся уточнения в отношении налогообложения предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Вводится понятие «транспортные средства», под которыми понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Устанавливается, что физическим показателем, используемым при определении базовой доходности для исчисления доходности, является транспортное средство, а не автомобиль.

Данные изменения направлены на устранение возможности отнесения к транспортным средствам прицепов и полуприцепов, а также внутренней несогласованности между подп. 6 п. 2 ст. 346.26 и п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса.

Поскольку изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков, действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.

7. Федеральный закон от 20.07.04 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» направлен на снижение налоговой нагрузки и совершенствование порядка обложения единым социальным налогом, а также вносит изменения в законодательство об обязательном пенсионном страховании.

Из перечня сумм, не подлежащих налогообложению, исключены: суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций; выплаты в денежной и натуральной форме, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год; выплаты в натуральной форме товарами собственного производства – сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1000 руб. включительно в расчете на одно физическое лицо (работника) за календарный месяц.

Устанавливается, что налогообложению не подлежат суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

Расширена сфера применений льгот, предусмотренных по выплатам в пользу инвалидов. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты налога с сумм выплат, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо (а не только работника) – инвалидам I, II или III группы. Аналогично, общественные организации инвалидов, организации (учреждения), учредителями (собственниками имущества) которых являются общественные организации инвалидов, – с сумм выплат каждому физическому лицу (а не только работникам), не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода.

Для налогоплательщиков, которые являются индивидуальными предпринимателями (как производящими выплаты иным физическим лицам, так и осуществляющими предпринимательскую деятельность самостоятельно), если они прекратили в течение года свою деятельность, введена новая обязанность по представлению налоговой декларации в пятидневный срок и уплате налога по данной декларации в течение 15 дней после ее подачи.

Одно из главных изменений – значительное снижение ставок для всех категорий налогоплательщиков с уменьшением интервалов регрессии и отменой условий применения регрессивных ставок.

Шкала ставок для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (за исключением сельскохозяйственных производителей, семейных и родовых общин малочисленных народов Севера), представлена на табл. 2.

Таблица 2
Ставки для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам

Налоговая база
Федеральный бюджет
ФСС
ФОМС
Итого
ФФОМС
ТФОМС
До 280 000 руб.
20,0 %
3,2 %
0,8 %
2,0 %
26 %
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
8960 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
2240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
5600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
12 480 руб.
3840 руб.
7200 руб.
104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Кроме того, устранен ряд неточностей и противоречий. Так, не совсем удачный термин «налогоплательщик-работодатель», использовавшийся в некоторых статьях главы, заменен на более корректный «лицо, производящее выплаты физическим лицам».

Из нормы ст. 237 о порядке определения налоговой базы убрано упоминание о выплатах и вознаграждениях в пользу членов семьи работника, а из ст. 238 исключено упоминание о лицензионных договорах, так как выплаты по ним не признаются объектом налогообложения.

Решен вопрос об освобождении от уплаты единого социального налога с денежного содержания мировых судей. Напомним, что в настоящее время формулировка п. 3 ст. 245 предполагает освобождение только для судей федеральных судов. В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи относятся не к федеральным, а к судам субъектов Федерации.

К сожалению, законодателю не удалось исправить все неточности в тексте главы 24 Налогового кодекса. Так, в абзаце 3 п. 1 ст. 237 вместо ссылки на абзац 2 п. 1 ст. 236 так и осталась ошибочная – на п. 2 ст. 237, дающая формальное основание физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями и производящим выплаты физическим лицам, не платить единый социальный налог.

Изменения в Федеральный закон от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» приводят в соответствие со ст. 241 Налогового кодекса шкалу тарифов страховых взносов, при этом базовая ставка (14 процентов) не меняется. Таким образом, взносы на обязательное пенсионное страхование будут превышать половину суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Тарифы страховых взносов не будут зависеть от пола застрахованного лица, а по возрасту делятся на две группы. При этом из накопительной пенсионной системы исключаются лица 1966 г. рождения и старше.

Уточнено, что налоговые органы контролируют не только уплату, но также и правильность исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Закон в полном объеме вступает в силу с 1 января 2005 г.

8. Федеральным законом от 28.07.04 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» новой главой – 25.2 «Водный налог» – дополняется Налоговый кодекс, а также признается утратившим силу Федеральный закон от 06.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Водный налог заменит ныне существующую плату за пользование водными объектами. Поскольку водный налог относится к федеральным налогам, новая глава не предполагает возможность для законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ устанавливать ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и т.п. в пределах максимальных и минимальных ставок. Ставки, установленные по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в ст. 333.12, являются фиксированными.

По-прежнему при заборе воды сверх установленных лимитов налог подлежит уплате в пятикратном размере. Наличие или отсутствие у налогоплательщика лицензии на водопользование на размер налога не повлияет.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

9. Федеральный закон от 28.07.04 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» индексирует ставки по большинству подакцизных товаров, а также вносит изменения в порядок налогообложения алкогольной продукции.

В зависимости от вида подакцизных товаров ставки проиндексированы на 8 – 18 процентов. Так, ставки акцизов по пиву с объемной долей этилового спирта свыше 8,6 процента увеличены на 18,49 процента (до 6,28 руб. за литр); по нефтепродуктам увеличение ставок составило 8 процентов.

Изменились комбинированные ставки по сигаретам и папиросам. Увеличены как специфическая, так и адвалорная составляющая, введено дополнительное условие, что налоговая ставка не может быть менее 20 процентов от рыночной цены.

Меняется порядок обложения акцизами в отношении вин. Винная продукция, как и до 2003 г., будет поделена вместо пяти на три категории:

– вина натуральные (со ставкой 2,20 руб. за литр);
– вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (со ставкой 10,50 руб. за литр);
– остальные вина (со ставкой 95 руб. за литр безводного этилового спирта).

При этом оборот вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, выведен из режима налогового склада. Соответственно, налогообложение указанных вин должно осуществляться в полном объеме при их реализации налогоплательщиками-производителями.

Вместе с тем не внесены необходимые изменения в Федеральный закон от 22.11.95 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Закона алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов подлежит обязательной маркировке федеральными специальными и региональными специальными марками, причем последними – только на акцизных складах.

Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2005 г.

С 1 января 2006 г. изменятся условия для отнесения к подакцизным товарам спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции. В настоящее время к подакцизным товарам не относится парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 270 мл (без ограничения процентного содержания этилового спирта). Новые условия предполагают емкости не более 100 мл и содержание этилового спирта не более 80 процентов.

10. Федеральный закон от 28.07.04 г. № 92-ФЗ «О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон “О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери”» продлевает на 2004 – 2005 гг. эксперимент по налогообложению недвижимости.

Установлено, что в целях избежания двойного налогообложения налогоплательщиков, зарегистрированных за пределами территорий Великого Новгорода и Твери, в налоговую базу налога на имущество организаций не включается недвижимость, находящаяся на территории указанных городов.

Действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.

11. Федеральный закон от 29.07.04 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» вносит значительные изменения в Налоговый кодекс и определяет контуры налоговой системы на ближайшее время.

С 1 января 2005 г. изменяется перечень действующих в РФ налогов и сборов. Отменяются налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции, а также налог на рекламу. Таможенная пошлина, платежи за пользование лесным фондом и загрязнение окружающей среды выведены из сферы действия законодательства о налогах и сборах и регулируются специальными законами.

Уточняются полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов и виды налогов и сборов в РФ. Согласно новой редакции ст. 12 Налогового кодекса федеральными могут быть как налоги, так и сборы, а на региональном и местном уровне – только налоги. Предусмотрено, что при установлении региональных и местных налогов региональные и местные власти в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Представляется, что данное положение определяет, в частности, что установление авансовых платежей по региональным и местным налогам может осуществляться только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена Налоговым кодексом, как это, например, установлено по налогу на имущество организаций. Поскольку главой 28 Налогового кодекса возможность введения авансовых платежей по транспортному налогу не предусмотрена, то и законы субъектов РФ, по нашему мнению, не могут предусматривать уплату авансовых платежей по транспортному налогу 2.

Утверждение форм налоговой отчетности по региональным и местным налогам больше не относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Напомним, что в п. 7 ст. 80 Налогового кодекса предусмотрено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ, при этом исключений для региональных и местных налогов не делается.

Признается утратившим силу Закон Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В новой редакции изложены статьи 13 – 15 Налогового кодекса, определяющие перечень действующих федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

С 1 января 2005 г. систему налогов и сборов будут составлять десять федеральных налогов и сборов, три региональных, два местных налога и три налога со специальным налоговым режимом:

Федеральные налоги и сборы

1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы.
3. Налог на доходы физических лиц.
4. Единый социальный налог.
5. Налог на прибыль организаций.
6. Налог на добычу полезных ископаемых.
7. Налог на наследование или дарение.
8. Водный налог.
9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
10. Государственная пошлина.

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций.
2. Налог на игорный бизнес.
3. Транспортный налог.

Местные налоги

1. Земельный налог.
2. Налог на имущество физических лиц.

Налоги со специальным налоговым режимом

1. Единый сельскохозяйственный налог.
2. Единый налог при применении упрощенной системы налогообложения.
3. Единый налог на вмененный доход.

С 6 до 9 процентов повышается налоговая ставка с доходов в виде дивидендов по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций. Меняется распределение налога на прибыль по уровням бюджетов: в федеральный бюджет будет зачисляться сумма налога, исчисленная по ставке 6,5 процента (сейчас – 5 процентов), в бюджеты субъектов Федерации будет зачисляться сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 17,5 процента (сейчас – 17 процентов), в местный бюджет налог на прибыль зачисляться не будет.

Внесены изменения в главу 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В связи с отменой налога на рекламу виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход, дополнены распространением и (или) размещением наружной рекламы. Имеется в виду деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Размеры базовой доходности по всем видам деятельности со следующего года увеличиваются в 1,5 раза, одновременно с этим нижний предел коэффициента К2 снижен с 0,01 до 0,005.

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

С 1 января 2006 г. полномочия по введению единого налога на вмененный доход, определению видов деятельности, в отношении которых может применяться данный специальный налоговый режим, коэффициента К2 перейдут с регионального на уровень муниципальных образований, являющихся муниципальными районами или городскими округами.

12. Федеральным законом от 18.08.04 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» устанавливается принцип «страны назначения» при экспорте нефти и природного газа в страны СНГ и увеличиваются налоговые ставки при добыче нефти и природного газа.

С 1 января 2005 г. при экспорте нефти и природного газа на территорию государств – участников СНГ по налогу на добавленную стоимость будет применяться налоговая ставка ноль процентов. В настоящее время реализация нефти и природного газа на территорию государств – участников СНГ приравнивается к реализации товаров на территории России и подлежит обложению по налоговой ставке 18 процентов.

Увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 руб. до 135 руб. за 1000 м3  газа, при добыче нефти – с 347 до 419 руб. за тонну. Отметим, что ранее Федеральным законом от 07.05.04 г. № 33-ФЗ предполагалось не столь значительное увеличение налоговой ставки по нефти – до 400 руб.

13. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» дополняет перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, суммами, уплаченными общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также суммами материальной помощи (не превышающими 2000 руб. за налоговый период), оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

14. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”» является одним из пакета законов, направленных на создание условий для формирования рынка доступного для граждан жилья.

В соответствии с принятыми изменениями размер государственной пошлины за нотариальное удостоверение договора об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, составляет 200 руб., а за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества – 0,3 процента суммы договора, но не более 3000 руб.

Отменяется государственная пошлина за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и выдачу документа о данной регистрации, а также за предоставление выписки из реестра. Эти операции становятся бесплатными.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

15. Федеральным законом от 20.08.04 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточняется, что к внереализационным доходам налогоплательщика не относятся суммы списанной ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием.

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, полученных ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

16. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 107-ФЗ «О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций с 15 до 9 процентов по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

17. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточняет порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении воздушных транспортных средств, имеющих реактивный двигатель. Налоговая база по данным транспортным средствам определяется не как мощность двигателя в лошадиных силах, а как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Налоговая ставка по самолетам, имеющим реактивные двигатели, установлена в размере 20 руб. с каждого килограмма силы тяги.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

18. Федеральным законом от 20.08.04 г. № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, предусмотрено, что реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

19. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 110-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» устанавливает, что имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации в целях налогообложения прибыли у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения.

Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

20. Федеральным законом от 20.08.04 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вносятся изменения в порядок и условия предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, а также иные изменения, направленные на формирование рынка доступного жилья.

Согласно внесенным изменениям имущественный налоговый вычет предоставляется не только при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, но также долей в указанном имуществе. С пяти до трех лет снижен срок нахождения в собственности жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, при реализации которых вычет предоставляется в сумме, полученной при продаже указанного имущества.

Имущественный налоговый вычет не будет предоставляться при продаже доли (ее части) в уставном капитале организаций, так как в новой редакции подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса они исключены из перечня видов имущества, при продаже которого может предоставляться вычет. Необходимо отметить, что в 2003 г. законодатели специально вносили изменения 3  в ст. 220 Налогового кодекса, чтобы решить вопрос о предоставлении имущественного вычета при продаже долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. До внесения указанных изменений, согласно разъяснениям налоговых органов, при реализации доли в обществе с ограниченной ответственностью происходит передача имущественных прав, а не имущества, поэтому и претендовать на вычет было нельзя.

При приобретении или строительстве жилого дома, квартиры (долей) имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов в сумме не превышающей 1 000 000 руб., а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на новое строительство или приобретение жилья (в настоящее время – только по ипотечным кредитам). Определен перечень фактических расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. В частности, в расходы на приобретение квартиры могут включаться расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме, на приобретение отделочных материалов, на работы, связанные с отделкой квартиры.

Предусмотрена возможность предоставления имущественного налогового вычета при строительстве или приобретении жилья налогоплательщику до окончания налогового периода в случае его обращения к работодателю и при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на вычет.

Изменены размеры налоговых ставок по отдельным видам доходов. В отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами) на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, установлена налоговая ставка 13 процентов (в настоящее время – 35 процентов). В отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г., применяется налоговая ставка в размере 9 процентов.

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

21. Федеральный закон от 20.08.04 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю”» решает вопросы, связанные с исчислением налога с земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Установлено, что земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность с 1 января 2005 г. на условиях осуществления на них жилищного строительства, в течение трехлетнего срока взимается в двукратном размере. В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма земельного налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх однократного размера земельного налога, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

По истечении трехлетнего срока проектирования и строительства земельный налог взимается в четырехкратном размере.

Налогообложение земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства до 1 января 2005 г., производится в прежнем порядке.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства с 1 января 2005 г., взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в период с 1 января 2000 г., земельный налог взимается в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 коп. (с учетом индексаций в 2004 г.) за 1 м3. В том случае, если в период с 1 января 2000 г. налогообложение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, производилось по полным ставкам земельного налога, должен быть произведен перерасчет с возвратом (зачетом) излишне уплаченных сумм налога.

Принятые изменения разрешили проблему налогообложения земельных участков, (приобретенных) предоставленных для жилищного строительства. Напомним, что письмом МНС России от 27.04.01 г. № ВТ-6-04/351 было разъяснено, что на земельные участки, предоставленные для строительства жилья (как организациям, так и физическим лицам), не распространяется льгота в виде трехпроцентной ставки, предусмотренная для земель, занятых жилищным фондом. Впоследствии данное письмо было отменено, однако в практике своей работы налоговые органы фактически продолжали исполнять его положения.

Не все налогоплательщики согласились с такой трактовкой. Итогом одного из возникших по этому поводу споров стало определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 13.02.03 г. № 78-Впр03-3 4, которым в рамках конкретного дела было разрешено применение пониженной ставки налога в отношении земельного участка, на котором велось индивидуальное жилищное строительство.

Однако уже в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2003 г. (по гражданским делам), утвержденном постановлениями от 3 и 24 декабря 2003 г. (вопрос 48), указывается, что льготное налогообложение земель, занятых жилым фондом, не распространяется на земли, на которых строительство жилых домов не завершено.

Арбитражная практика по данному вопросу в ряде случаев складывалась в пользу налогоплательщиков, так как суды при предоставлении льготы, предусмотренной ч. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», руководствовались целевым назначением земли, а не фактом сдачи строящегося объекта в эксплуатацию.

22. Федеральный закон от 22.08.04 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» в целом направлен на разграничение полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения по вопросам социальной поддержки (социальной защиты) населения, однако также содержит изменения в части налогов и сборов.

Внесены изменения в Закон РФ от 09.12.91 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» в части наделения органов местного самоуправления правом предоставления налоговых льгот и основания для их использования налогоплательщиками.

Изменяются правила подтверждения применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (транзита). Соответствующие изменения внесены в статьи 165 и 167 Налогового кодекса. Так, необходимо предоставлять реестры выписок банков, подтверждающих фактическое поступление выручки, а также реестры перевозочных документов, оформляемых при перевозке товаров в международном сообщении. Налоговые органы имеют право истребовать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры.

Необходимые документы должны быть представлены в срок не позднее 180 дней со дня проставления на перевозочных документах имеющей более позднюю календарную дату отметки таможенных органов о перевозке товаров.

Уточняется состав некоторых видов расходов на оплату труда при налогообложении прибыли организаций. В частности, порядок оплаты проезда работников к месту использования отпуска для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а для иных организаций – в порядке, предусмотренном работодателем.


[1] - В Сибирском федеральном округе к ним относятся все регионы, за исключением Новосибирской и Кемеровской областей.

[2] - В соответствии с законами субъектов РФ Сибирского федерального округа уплата авансовых платежей налогоплательщиками – организациями предусмотрена в том или ином виде во всех регионах, за исключением Новосибирской и Читинской областей.

[3] - Федеральным законом от 07.07.03 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» доли (ее части) в уставном капитале организаций были добавлены в перечень имущества, при продаже которого может предоставляться имущественный вычет.

[4] - Данное определение было отменено определением Президиума Верховного суда от 19.05.04 по делу № 5пв-04, которое, в свою очередь, по вновь открывшимся обстоятельствам было отменено определением Президиума Верховного суда от 14.07.04 г. по делу № 15пв04пр, а определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 13.02.03 г. оставлено в силе.