телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества в Новосибирском кооперативном техникуме

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 

Л.А. Свирщевская - директор Новосибирского кооперативного техникума облпотребсоюза, Заслуженный учитель РФ

Проблема эффективности управления образовательными учреждениями (ОУ) потребительской кооперации в условиях реализации Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО) и Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года (КРПК) приобретает особую актуальность. Важным фактором в решении данной проблемы является внедрение системы менеджмента качества в ОУ потребительской кооперации (ПК), что обеспечивает повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности ОУ и всей системы ПК в целом.
 

Целевые ориентиры образовательной системы ПК, как представляется, должны соответствовать целям и задачам образовательных учреждений, определенным как в ФЦПРО и КРПК, так и в Программе модернизации и развития среднего профессионального образования Новосибирской области (рис. 1).

К преимуществам системы кооперативного образования относится возможность непрерывного профессионального образования в системе ПК. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (реализующие и программы начального профобразования) охватывают широкий круг представителей потребсоюзов учебой (в том числе по программам дополнительного образования) как на базе учебного заведения, так и на местах.

Для повышения конкурентоспособности ОУ ПК не только в городском, но и в региональном масштабе необходимо, прежде всего, наращивать научно-образовательный потенциал, что, в свою очередь, связано с необходимостью устойчивого финансирования и инвестирования сферы образования ПК. Другими словами, целевые ориентиры, провозглашенные в КРПК, могут обеспечить устойчивое развитие и авторитет ОУ ПК и всей системы потребкооперации только при эффективном функционировании кооперативного образования.

По мнению автора, важнейшими критериями устойчивого развития ОУ ПК являются:

– удовлетворенность потребителей образовательных услуг (обучающихся и их родителей);
– удовлетворенность педагогического персонала;
– удовлетворенность потребительских союзов (обществ) и органов местного самоуправления;
– повышение размера финансового результата и чистых активов ОУ ПК;
– рост инвестиционной привлекательности ОУ ПК [6].

Показатели удовлетворенности всех участников образовательного процесса в ОУ ПК, в том числе размер чистых активов и инвестиционная привлекательность, должны быть выражены количественно, представлены в стратегическом плане развития ОУ ПК и перспективном (среднесрочном) финансовом плане в форме индикаторов с разбивкой по годам. Совокупность указанных показателей (индикаторов) сравнима с системой сбалансированных показателей (ССП), применяемой в стратегическом менеджменте и системе менеджмента качества (СМК) в коммерческом секторе.

Отдельные вузы, не относящиеся к сфере кооперативного образования, уже применяют в своей деятельности ССП. Это представляется целесообразным и по отношению к субъектам образовательной системы ПК, тем более что указанные критерии коррелируют как с КРПК, так и с Концепцией ФЦПРО.

Концепция ориентирована на трансформацию организационно-экономического механизма деятельности образовательных организаций, использование программно-целевого метода управления ОУ, применение элементов проектного менеджмента (в том числе в рамках проекта СМК) и обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ОУ (см. рис. 1).

Возможность ОУ успешно конкурировать с другими образовательными организациями обеспечивается, в первую очередь, эффективностью внутренних процессов, позволяющих достигать стабильно высокого качества при минимальных издержках. Во-вторых, конкурентоспособность ОУ связана с наличием доказательств гарантии качества образовательных услуг для всех заинтересованных в деятельности учреждения сторон. Наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности является разработка и сертификация СМК (на соответствие ISO 9001:2000), которая оказывает всеобъемлющее влияние на трансформацию организационно-экономического механизма ОУ.

Внедрение СМК в ОУ сопряжено с большими трудностями (организационного, методического и финансового плана). Возможность использования в управлении ОУ принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и требований международных стандартов ISO серии 9000 уже доказана, имеется даже некоторый опыт. Однако методологическая и организационно-методическая база построения и использования СМК в ОУ вообще и ОУ среднего профессионального образования в частности пока не создана.

Что касается ОУ системы ПК, где чрезвычайную значимость приобретает не только ориентация на потребителей – субъектов указанной системы, но и интеграция образования и производства потребительских товаров и услуг (особенно в сельской местности), то они вообще не имеют опыта внедрения СМК. Хотя они, несомненно, заинтересованы в повышении качества образования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности – ведь при стагнации такого значимого для России сектора национальной экономики, каким является система ПК, выжить ОУ указанной системы (при условии, что их целевое финансирование практически завершилось еще в начале 1990-х гг.) очень сложно. Инструментом выживания может стать СМК, функционирование которой обеспечит будущее ОУ ПК.

Среди проблем, сдерживающих внедрение СМК в ОУ ПК, – отсутствие методологии ее построения (с учетом специфики функционирования ОУ ПК), дефицит специалистов-разработчиков, недостаток финансовых средств и знаний в области теории управления качеством, недооценка практической отдачи от внедрения СМК в образовательных организациях, непонимание руководством (в том числе высшим руководством российской образовательной системы ПК и ее региональных подсистем) глубинного смысла СМК.

Немногим более 10 лет назад известный ученый Дж. Джуран заметил: чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести представление о менеджменте качества на более понятный им язык денег (речь идет, конечно же, о будущих доходах, повышающих инвестиционную привлекательность экономических субъектов, которые обеспечивает СМК).

По мнению автора, СМК ОУ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, использующих современные принципы, методы, средства и формы управления для реализации качественных образовательных услуг в ОУ, ориентированных на достижение установленных критериев качества и инвестиционной привлекательности [4].

Методологической основой для построения СМК в Новосибирском кооперативном техникуме (НКТ) послужили восемь принципов ИСО 9000:2001:

– ориентация на потребителя (личность, потребсоюзы, работодатель, общество);
– лидерство руководителя (демонстрация приверженности качеству; работа с потребителями; поощрение усилий коллектива);
– вовлечение работников (разъяснение миссии, целей, задач; делегирование полномочий; мотивация);
– процессный подход (деятельность, ресурсы);
– системный подход к менеджменту (координация всех аспектов деятельности; вовлечение всего персонала и обучаемых в управление ОУ; формирование способности к саморазвитию и улучшению);
– постоянное улучшение (создание информационного базиса аналитической системы; поиск новых методов управления);
– принятие решений на основе фактов (вовлечение персонала и обучаемых в управление; формирование способности к саморазвитию и улучшению);
– взаимовыгодные отношения с поставщиками (внутренними, внешними) [1].

Деятельность любой организации, в том числе и ОУ, зависит от ее потребителей, поэтому организация должна учитывать текущие и будущие нужды потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

В последние годы в НКТ упор делался на диверсификацию образовательных услуг, осуществляемых техникумом по различным программам и проектам, направлениям и формам образования. Речь идет о внутренней диверсификации – то есть о дифференциации образовательных программ и проектов, форм и периодов обучения, дипломов (удостоверений, свидетельств и сертификатов), направлений и специальностей обучения и т.д.

В техникуме постоянно расширяются сферы деятельности, номенклатура образовательных и научно-производственных продуктов, тем самым совокупность услуг, осуществляемых в НКТ, превращается в диверсифицированный комплекс с постоянным внедрением новых технологий, которые отрабатываются в организациях потребкооперации или непосредственно в НКТ. Основная цель диверсификации – удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг.

Аргументы в защиту диверсификации образовательных услуг просты. Но реализация ее сложна и требует использования новых образовательных технологий, качественного научно-методического обеспечения и высокопрофессиональных кадров [2]. В целях углубления и расширения диверсификации образовательных услуг в НКТ:

– реализуются принципы непрерывного образования;
– обеспечивается преемственность образовательных программ – от средней школы, профессионального обучения, начального и среднего профессионального образования до программ дополнительного образования;
– научно-производственные проекты интегрируются в производство товаров (работ, услуг), осуществляемое либо в НКТ, либо в организациях ПК, других организациях – стратегических партнерах техникума (их более 30);
– проводится большая работа с районными потребительскими союзами, органами местного самоуправления по оценке их потребностей, востребованности образовательных услуг и научно-производственных продуктов, востребованности выпускников НКТ. В результате этой работы совместно с Новосибирским облпотребсоюзом принимаются стратегические решения (об открытии специальностей, специализаций, направлений деятельности образования, создании нового потребительского общества, магазина, производства и т.д.), вносятся изменения в стратегию, корректируются индикативный среднесрочный и годовой финансовый планы (бюджеты), формируется прогнозная финансовая информация (в том числе для определения прогнозных величин, позволяющих определить инвестиционную привлекательность НКТ в будущем).

Руководство техникума стремится к тому, чтобы диверсификация была строго координируемой, а деятельность техникума – открытой, прозрачной, высокопрофессиональной и в плане организации, и в плане содержания учебного процесса и использования образовательных технологий, и в плане целевой ориентации и качества подготовки обучающихся для системы ПК, и в плане реализации научно-производственных проектов.

Успех на рынке любой организации зависит от эффективности управления, которое, в свою очередь, определяется профессиональной компетентностью руководителя. Руководители высшего звена (директор, его заместители) своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству.

Руководители должны добиваться единства целей, единства в управлении и формировании внутренней среды организации. Психологическая трактовка данного принципа предполагает владение руководителями технологиями лидерского поведения, наличие способностей мотивировать персонал и умение грамотно выделять ключевые проблемы организации, формулировать цели ее развития и методы их достижения. Руководитель ориентирован, прежде всего, на решение стратегических задач, он предпринимает постоянные усилия к совершенствованию миссии, стратегического плана развития ОУ и актуализации его бюджета [3].

В табл. 1 приведены мероприятия по реализации принципа «Лидерство руководителя», осуществляемые в НКТ в 2004 – 2006 гг.

Таблица 1
Реализация принципа «Лидерство руководителя» в НКТ

Направления реализации
Мероприятия
Наглядная демонстрация руководителем своей приверженности качеству
Участие в семинарах и конференциях по качеству.
Публикация научных работ по управлению качеством.
Разработка документированного обеспечения по качеству.
Переработка структуры, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций преподавателей и сотрудников с определением обязанностей по управлению качеством.
Организация обучения и курсов повышения квалификации для преподавателей и сотрудников и т.д.
Вовлечение руководителя в работу с потребителями
Заключение договоров о сотрудничестве со стратегическими партнерами.
Создание банка данных по выпускникам.
Содействие в трудоустройстве выпускников.
Организация индивидуального консультирования студентов по методике поиска работы, составлению резюме, юридическим и другим вопросам/
Добавление в региональный компонент учебных планов дисциплин, рекомендованных потребителями.
Анкетирование потребителей и т.д.
Поощрение усилий и результатов работы коллектива
Поощрение сотрудников (вынесение благодарностей, премирование, надбавки к зарплате, разработка системы внутренних грантов и пр.).
Повышение в должности.
Оплата получения сотрудниками второго высшего образования или обучения в аспирантуре и др.

Одним из основных принципов построения СМК является применение процессного подхода, ориентированного, в первую очередь, не на формирование и использование новой структуры, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.

Процессный подход применительно к образовательной деятельности можно определить как деятельность ОУ, базирующаяся на основных и вспомогательных процессах (основные процессы – формирование и реализация основных образовательных программ, научно-производственных и производственных продуктов), каждый из которых обычно имеет количественно измеримые вход и выход, причем, входные показатели определяются на основе имеющейся в ОУ лицензии и установленных учредителем (собственником) финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов (преобразование входа в выход как раз и рассматривается как процесс). Систематическая идентификация применяемых в ОУ процессов и обеспечение их взаимодействия определяют особенности процессного подхода [4].

Основные преимущества применения процессного подхода – четкое выделение и реализация процессов и подпроцессов, что приводит к более предсказуемым результатам, лучшему использованию ресурсов, меньшим затратам, непрерывному совершенствованию и согласованности.

В рамках СМК выявляется полная система процессов в их последовательности и взаимодействии, выделяются ключевые процессы и подпроцессы, назначаются ответственные за процесс (подпроцесс) с наделением их соответствующими полномочиями, определяются поставщики и потребители процессов, входные и выходные документы по стадиям процессов и требования к элементам входов процессов (ресурсов). Наряду с этим СМК выдвигает следующие требования к процессному подходу:

– определение критериев эффективности менеджмента каждого процесса и способов ее измерения;
– планирование процедур измерения показателей качества и эффективности процесса;
– регулярная оценка, мониторинг и анализ данных, относящихся к процессу;
– систематизация корректирующих и предупреждающих действий, направленных на достижение целей процесса [6].

Карта процессов определяет взаимодействие и последовательность основных процессов менеджмента качества (рис. 2).

Рис. 2. Карта процессов НКТ (как основополагающий элемент  организационно-методического обеспечения СМК ОУ ПК)

Процессы СМК в НКТ описываются в методологических инструкциях СМК, в которых определяются критерии, методы эффективного управления и контроля процессов, ресурсы и информация, необходимая для их функционирования и мониторинга.

Процессный подход, согласно международным и российским стандартам по созданию и использованию СМК, является базовым принципом, так как именно создание моделей процессов позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки результативности и эффективности управления на каждом этапе деятельности; проводить непрерывный анализ и оценивать соответствие фактических значений измеряемых параметров установленным, фиксировать существенные изменения; своевременно вносить взаимосвязанные корректировки в стратегический (тактический) план, бюджет и другие документы ОУ.

Следующий принцип построения СМК – принцип системного подхода – тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о менеджменте качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания доверия.

Системный подход к менеджменту в условиях единого образовательного и производственного комплекса позволяет разрабатывать и внедрять интегрированные проекты учебных планов и программ; осуществлять преемственность учебно-воспитательного процесса, формировать специалиста в единой непрерывной системе обучения, производства и воспитания.

Все процессы в НКТ, обеспечивающие функционирование СМК, последовательность и взаимодействие этих процессов, критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как в ходе этих процессов, так и при управлении ими, представлены в карте взаимодействия процессов (рис. 3).

Рис. 3. Карта взаимодействия процессов СМК в НКТ (элемент организационно-методического обеспечения СМК ОУ ПК)

В одной статье невозможно рассмотреть все принципы СМК и их влияние на повышение конкурентоспособности ОУ. Поэтому представляется целесообразным ознакомить читателей журнала с функционированием в НКТ системы интеграции образования и производства (СИОП), которая способствует повышению качества подготовки в нашем техникуме. Система разрабатывалась в соответствии с целевыми ориентирами, представленными на рис. 1, параллельно с СМК [5].

Обобщение опыта разработки и применения интегрированного подхода к построению и функционированию СМК с учетом реализованной в НКТ СИОП позволяет сформулировать комплекс рекомендаций по реформированию СПО в системе ПК и выполнению плана подготовительных мероприятий для формирования СМК в ОУ системы ПК.

Общими задачами в реформировании кооперативного образования на ближайшую перспективу должны стать:

1. Установление профессионального диалога руководства учреждений СПО и ВПО (субъектов системы ПК и других стратегических партнеров) с потенциальными работодателями в части:

– определения функций своих выпускников на конкретных рабочих местах;
– требований, предъявляемых к профессиональной компетенции выпускников;
– определения уровня ответственности каждого выпускника, приступающего к профессиональной деятельности, способов достижения ими ясного понимания тех нравственно-психологических качеств, которые требуются от работника конкретной сферы;
– совместной разработки новых проектов (продуктов) с целью внедрения их на производстве и в учебно-производственных комплексах ОУ.

2. Анализ рынка труда (анализ потребностей в развиваемых умениях новых выпускников учреждений СПО по конкретным специальностям) для понимания:

– тенденций развития отраслей производства в том или ином регионе России, в том числе тенденций развития ПК;
– направлений дальнейшего развития специальностей с отражением общих тенденций в развитии отраслей (в том числе ПК) в соответствующих учебных программах;
– динамики развития организационного обеспечения предприятий в отраслях и секторах национальной экономики (в том числе ПК), уровней технологий и общего характера деятельности;
– потребностей субъектов рынка в специалистах, необходимых для непрерывного повышения объема выпуска качественной конкурентоспособной продукции.

3. Построение образовательных программ с ориентацией на профессиональные стандарты, включая разработку так называемых функциональных карт специалистов.

4. Разработка и эффективное использование СМК, обеспечивающей фундамент для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности ОУ ПК.

Масштабность отмеченных задач реформирования профобразования системы ПК предполагает интеграцию образования и производства.

Интеграционный образовательно-производственный процесс в содружестве с предприятиями и организациями в НКТ осуществляется последние 5 – 6 лет в условиях самофинансирования. Техникум инициирует разработку проектов и совместно с научно-производственными структурами ПК и другими стратегическими партнерами внедряет их с использованием элементов проектного менеджмента.

Реализация инновационного подхода к интеграции кооперативного образования и производства получила высокую оценку на Сибирской ярмарке (золотая медаль и диплом), различных конференциях и конкурсах.

Успех в реализации указанного подхода связан с:

– организацией в НКТ системной работы с работодателями по специальностям техникума, начиная от всех видов профориентационной работы, через пластичность организации учебного процесса (многопрофильность практического обучения, летние трудовые семестры, наличие уникального набора дидактических материалов, вплоть до моделей производственных модулей будущих производств, в частности, класса – модели современного супермаркета) до разнообразной по формам системы воспитания будущих специалистов-практиков, с обеспечением двухстороннего профессионального контроля за всеми видами этой деятельности;
– созданием Отраслевого консультативного совета организаций потребительской кооперации Новосибирского облпотребсоюза с участием отраслевого профсоюза работников ПК;
– проведением комплексного анализа качества профессионального образования и обучения (в том числе по программам дополнительного профобразования) в организациях ПК Новосибирского облпотребсоюза;
– подготовкой и подписанием трехсторонних проектов договоров о непрерывном профессиональном образовании;
– организацией сквозных стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей техникума для разработки функциональных карт специалистов с учетом профиля специальности и списков сквозных квалификаций;
– активным включением потенциальных работодателей в разработку и совершенствование существующих в техникуме технологий организации образовательного процесса посредством:

а) стажировок преподавателей НКТ в организациях ПК, целью которых является внедрение производственных технологий, разработанных в техникуме, а также освоение новых технологий производства продукции (работ, услуг), внедренных в организациях ПК и на предприятиях – стратегических партнерах, для использования указанных технологий в учебном процессе;

б) согласованных действий руководства, преподавателей НКТ и работодателей в корректировке учебных планов и образовательных программ;

в) модернизации системы практического обучения, включая создание базовых предприятий практического обучения;

г) экспертизы со стороны работодателей методического обеспечения специальных дисциплин;

д) проведения с работодателями совещаний по вопросам организации практического обучения студентов техникума;

е) участия работодателей и представителей потребсоюзов Новосибирской области в организации и проведении студенческих научно-практических конференций, а также семинаров, посвященных вопросам интеграции образования и производства;

ж) непосредственного участия работодателей в проведении итоговых квалификационных и междисциплинарных экзаменов;

з) отслеживания итогов трудоустройства выпускников НКТ.

Направления работы и формы деятельности НКТ по созданию условий для инновационного развития учебного заведения показаны на рис. 4.

Рис. 4. Комплекс мероприятий по реализации инновационного подхода – интеграции образования и производства, осуществленных в НКТ в 2004 – 2006 гг.

Многолетняя работа НКТ по применению указанного инновационного подхода в системе менеджмента качества образовательных услуг позволяет сформулировать комплекс практических рекомендаций по совершенствованию деятельности ОУ системы ПК (в контексте КРПК и Концепции ФЦПРО).

В целях разработки конкретного плана действий по формированию СМК в ОУ системы ПК, ориентированном на реализацию Концепции ФЦПРО и КРПК, целесообразно:

1. Создать в каждом регионе субъекта РФ (на уровне областного, краевого, республиканского потребсоюза) специальную Комиссию по модернизации кооперативного образования в регионе.

2. Определить в регионе основные источники ресурсного обеспечения для реализации стратегии развития ОУ системы ПК на среднесрочную перспективу, в том числе объем выделяемых потребсоюзами средств на финансирование ОУ в соответствии с договорами на образовательные и иные сопутствующие им услуги.

3. Создать базу данных о потребностях в специалистах того или иного профиля в регионе, о потенциальных потребителях образовательных услуг ОУ системы ПК, о трудоустройстве выпускников. Провести анализ востребованности выпускников и специальностей ОУ и на его основе оптимизировать структуру образовательных услуг (в разрезе специальностей и направлений дополнительного профессионального образования).

4. Создать условия для обоснованного определения контингента ОУ системы ПК в соответствии с потребностями региона.

5. Расширить применение контрактной формы распределения молодых специалистов, учитывающей интересы выпускников ОУ системы ПК, региональной власти, органов местного самоуправления.

6. Руководителям и специалистам ОУ системы ПК активнее участвовать (на разных уровнях) в разработке и реализации среднесрочной Концепции развития среднего профессионального образования в регионе (с учетом собственных интересов – развития кооперативного образования).

7. Для повышения роли образовательных организаций в системе ПК руководству ОУ инициировать разработку концепции развития потребительской кооперации в регионе до 2010 г., опираясь при этом как на КРПК и Концепцию ФЦПРО, так и на российскую и региональную программы социально-экономического развития на среднесрочный период.

8. Шире освещать в СМИ и на собственных интернет-сайтах деятельность ОУ ПК, научные достижения преподавателей, разные аспекты студенческой жизни, инновационную деятельность учреждений, в том числе ориентированную на интеграцию образования и производства.

9. Создать систему мониторинга (анализа текущих событий и динамики ситуации) для проведения регулярного образовательного менеджмента и более точного ресурсного обеспечения развития разных сторон деятельности ОУ на базе имеющихся структур (факультетов, кафедр, лабораторий и др.).

10. Совершенствовать систему научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Особое значение на этом этапе приобретет разработка механизма управления инновационными проектами, целью которых является создание новых моделей интеграции образования, науки и производства. Эти модели должны разрабатываться и внедряться с учетом уровня развития и специфики региональной системы ПК.

11. Закрепить за комиссией по модернизации кооперативного образования в регионе обязанность участвовать в решении следующих вопросов:

– построение, внедрение и аккредитация СМК ОУ, что способствует, как показали результаты данного исследования, повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности ОУ и региональной системы ПК;
– разработка и внедрение методики подушевого финансирования образовательных услуг в ОУ (в разрезе специальностей);
– создание условий для разработки и утверждения в установленном порядке стратегических планов развития и бюджетов ОУ.

12. В связи с утверждением Концепции ФЦПРО инициировать всеми ОУ системы ПК внесение соответствующих изменений в КРПК и в стратегические документы образовательных учреждений.

Эти и другие меры должны повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность субъектов образовательной системы потребкооперации.

В заключение хочется подчеркнуть, что формирование образовательной сферы в каждом ОУ системы ПК зависит сегодня не только от образовательной политики государства и руководства потребкооперации, но и от потенциала руководителей и сотрудников учреждения, готовых наполнять учебный процесс новыми технологиями и производственными элементами, выстраивать целевые ориентиры на повышение качества образования, чему как раз и способствует система менеджмента качества, обеспечивающая конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность образовательного учреждения.

Литература

1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 – Системы менеджмента качества и Рекомендации по улучшению деятельности. М.: ИПК Издательство «Система стандартов», 2001.
2. Фадейкина Н.В. Сибирскому институту финансов и банковского дела 10 лет: момент истины // Сибирская финансовая школа, 2002. № 4. С. 96 – 100.
3. Глушкова Л.А., Фадейкина Н.В. Система менеджмента качества как фактор повышения эффективности управления в кредитных организациях // Сибирская финансовая школа. 2004. № 3, 4.
4. Свирщевская Л.А. Влияние системы менеджмента качества на инвестиционную привлекательность образовательных учреждений потребительской кооперации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. – Новосибирск., 2006. – 22 с.
5. Свирщевская Л.А. Практика работы Новосибирского кооперативного техникума по созданию условий для инновационного развития учебного заведения // Современные проблемы экономики, менеджмента, финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. – Новосибирск: СИФБД, 2005. – С. 327 – 334.
6. Свирщевская Л.А., Фадейкина Н.В., Черепанова М.В. Система менеджмента качества образовательных услуг и ее влияние на инвестиционную привлекательность образовательного учреждения на примере Новосибирского кооперативного техникума – Новосибирск: СИФБД, 2006. – 136 с.