телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Об интеграционном подходе к реализации непрерывного экономического профессионального образования

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 

Л.Д. Медведева - кандидат пед. наук, доцент кафедры финансов и кредита САФБД (Новосибирск)

Потенциальные возможности интеграции при проектировании образовательных систем рассматривали многие российские исследователи. Интерес к этой проблеме не случаен. Интеграция позволяет воссоздать на основе диалектического и логического единства процессов целостность систем, необходимую для решения различных дидактических задач.

Интеграционный подход имеет особую важность при построении модели подготовки специалистов экономического профиля. Это обусловлено условиями сферы их деятельности – развитием современной национальной экономики как части мирового хозяйства.

Изменение условий профессиональной деятельности послужило причиной целого ряда противоречий, отразившихся на сфере образования, в частности, между изменяющимися требованиями к специалистам в развивающейся экономике и отражением новых требований в образовательных стандартах, между потребностью рынка труда в специалистах с опытом профессиональной практической деятельности и отсутствием этого опыта у выпускников. Эти противоречия могут найти разрешение, если подготовка специалистов осуществляется на основе интеграции профессионального образования и профессиональной практики. При этом интеграцию можно представить как разные этапы единого процесса: подготавливающего к деятельности и собственно деятельностного.

В физическом мире между протекающими в закрытой системе процессами устанавливается динамическое равновесие, описанное законом Ле-Шателье. Суть закона в том, что в развивающихся системах под действием внешних воздействий на какой-либо из процессов динамическое равновесие системы нарушается, но она сама за счет внутренней энергии приходит в новое равновесное состояние. Этот закон справедлив, если рассматривать подготовку специалистов и профессиональную деятельность как элементы единой социальной системы. Система при этом включает образовательную сферу и профессиональную деятельность в национальной экономике как части мировой. Под воздействием глобализации возникают изменения в национальной экономике, которые затрагивают процессы образовательной сферы и нарушают равновесие. И теперь система должна обрести новое равновесное состояние путем определенных изменений образовательной компоненты.

Если образование и практика не образуют единства и не представляют собой систему, если они изолированы друг от друга, то такая система не может развиваться и со временем разрушается. Иными словами, невозможно обеспечить качественную подготовку специалистов в рамках изменяющихся со стороны практики требований к специалистам, если не вносить изменения в образовательный процесс. Поэтому через интеграцию образования и практической экономической сферы обеспечивается развитие профессионального образования и самообновление педагогической системы.

Отметим многоплановую роль практики в интегрированном единстве сфер подготовки специалистов и профессиональной деятельности. Практика – это:

– критерий истины, по которому проверяется эффективность педагогической системы подготовки специалистов;
– источник информации и знаний для совершенствования экономической теории и корректировки педагогической системы;
– ориентировочная основа построения педагогической системы, адекватной условиям глобализирующейся экономики;
– исходный импульс для корректировки педагогической системы подготовки специалистов;
– среда корпоративной культуры;
– конкурент, потребности которого необходимо предугадать.

Дидактическая модель пространственно-структурной интеграции сфер профессиональной подготовки и экономической деятельности представлена на рисунке.

Пространственно-структурная интеграция сфер подготовки специалистов и профессиональной деятельности

В предлагаемой модели интеграция осуществляется на уровнях:

– методологическом, на котором происходит осмысление процесса подготовки специалистов экономики, актуализируются идеи, раскрывающие его определенность и системную природу целостности;
– концептуально-теоретическом, выявляющем сущностные характеристики педагогического процесса;
– технологическом, обеспечивающем перевод дидактических принципов интеграции в профессиональные компетенции с заданным качеством;
– организационном, формирующем пространство непрерывного профессионального и личностного развития.

Характер процессов в профессиональном поле экономической деятельности определяется социально-экономическими условиями национальной рыночной среды, включенной в мировое хозяйство. Процесс подготовки специалистов в качестве исходных условий основывается на требованиях к специалисту, предъявляемых рынком труда (на рисунке обозначен как актуальные требования к специалисту), и экономических функциях в перспективном состоянии глобализирующейся экономики.

Целями педагогического процесса в подготовке специалистов являются саморазвитие личности и рост потребностей по мере повышения образовательного уровня, формирование предметной квалификации и поведенческих навыков специалиста.

Инструментарием интеграции сфер профессиональной деятельности и профессионального образования на разных ступенях подготовки являются базы производственных практик; совместные предприятия, в которых на временной основе в рамках выполнения договорных заданий работают студенты и на постоянной основе – специалисты и научные сотрудники; мастер-классы; профессиональная деятельность обучаемых в штате предприятия. Достижение обозначенных целей педагогического процесса в совокупности формирует интегративное свойство личности – готовность к самореализации и инновационной деятельности в глобализирующейся экономике.

Готовность личности к самореализации во многом зависит от характера и условий ее профессиональной деятельности. В процессе подготовки специалист должен получить духовно-нравственное развитие. Кроме того, ему необходимы предметные фундаментально-теоретические и специально-профессиональные знания на современном уровне развития экономической науки; знание иностранного языка и основ международного права; принципов, норм и стандартов международного делового оборота по профилю специализации; владение современными информационными технологиями и средствами связи; умение усвоить корпоративную культуру и строить позитивное профессиональное взаимодействие на национальном и межгосударственном уровне. Эти знания, умения и навыки позволяют осуществлять профессиональную деятельность, создавать и продвигать с учетом национальных интересов новые экономические продукты в конкурентной среде глобализирующейся экономики.

Для интеграции профессионального образования и профессиональной экономической деятельности необходим механизм социального взаимодействия вуза и организаций практической сферы деятельности. Интеграция сфер образования и профессиональной практики возможна в форме прохождения в период обучения в вузе практики в фирмах и корпорациях (США); сочетания академических занятий с практическим обучением на рабочих местах (Великобритания); практико-ориентированного обучения в системе корпорации (Япония). В отдельных странах назначается специальный государственный орган для налаживания сотрудничества вузов и фирм (Секретариат по установлению контактов в Швеции) [1–3]. В условиях современной России интеграция реализуется через механизм социального партнерства.

В литературе используются понятия «социальное партнерство» и «стратегическое партнерство». Социальное партнерство применительно к профессиональному образованию определяется как «система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, общественными организациями» [4, с. 30–31]. Стратегическое партнерство понимается как «соглашение, заключаемое между компаниями, о сотрудничестве, выходящее за рамки обычных деловых отношений между фирмами, но не означающее слияния, поглощения или создания полного товарищества» [5].

Из определений видно, что сущность социального и стратегического партнерства одинакова в части совместной деятельности на договорной основе разных субъектов (социальных институтов) по достижению совместных целей и представляет собой форму организации отношений в рамках совместной деятельности.

Стратегическое партнерство в профессиональной подготовке ориентировано на такое взаимодействие, которое объединяет и согласовывает усилия по достижению стратегических целей всех участников: руководителей образовательных учреждений и учреждений практической сферы деятельности, попечителей образовательных учреждений, учителей школ, преподавателей учреждений профессионального образования, ученых, представителей органов государственной власти. Механизм стратегического партнерства, по нашему мнению, должен быть основан на принципах:

– целостности, означающей единство образовательного пространства, включающего сферы допрофессионального и профессионального образования и профессиональной деятельности, на основе объединения стратегических целей и задач по обеспечению условий развития личности в непрерывном образовательном процессе;
– региональности, имеющей началом антропосферу человека и обеспечивающей открытый характер взаимодействия системы профессионального образования со структурами региона, регулирующими деятельность профессионального образования; взаимодействие со школами и предприятиями экономической сферы деятельности для профориентации в период школьного обучения и плавного вхождения в профессиональную практику;
– непрерывности и вариативности, позволяющих субъекту вступить в образовательное пространство на любом этапе профессиональной подготовки для повышения квалификационного уровня, профессиональной переподготовки, получения дополнительной квалификации и выбрать в нем индивидуальную траекторию своего развития;
– диверсификации, означающей возможность получения образовательных услуг различным субъектам образовательного процесса: учителям, ученикам и выпускникам школ, преподавателям системы профобразования, сотрудникам предприятий и организаций практической сферы деятельности для достижения личностных целей;
– гибкости, обусловливающей соответствие содержания профессиональной подготовки требованиям глобализирующейся экономики и рынка труда, а также внутреннюю организацию и управление подготовкой согласно принципам эффективного функционирования педагогической системы;
– перспективного развития как возможности механизма интеграции включить многоступенчатую профессиональную подготовку в региональную стратегию социального и экономического развития.

В России пока не существует законодательного определения отношений социального партнерства, поэтому каждое образовательное учреждение решает эту проблему самостоятельно. В содержании документа о стратегическом партнерстве предлагается отразить следующие аспекты подготовки специалистов [6]:

1. Долгосрочная программа (план) подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия.
2. Целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно сотрудниками вуза и предприятия.
3. Создание базы для проведения технологических практик студентов и дипломников.
4. Проведение совместных НИОКР, привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации.
5. Создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебных лабораторий.
6. Целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации.
7. Организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» студентов и аспирантов.
8. Наличие коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятия.
9. Организация совместных структур для координации сотрудничества, в том числе базовых кафедр с новой функциональной нагрузкой и организационно-экономической моделью.

Единое поле становления и профессионального развития индивида формируется путем социальной интеграции структуры «школа – колледж – вуз – аспирантура» в точках поля: «школа – колледж (нижняя ступень профессиональной подготовки)» и «вуз (высшая ступень квалификации) – практическая сфера деятельности».

Социальная интеграция школы и вуза на нижней ступени профессиональной подготовки обеспечивает непрерывность перехода от одного этапа развития личности к другому. На основе количественного накопления общих знаний, развития личностных свойств и гностических способностей индивида происходит качественное их преобразование в профессионально ориентированном пространстве. Стратегическое партнерство при этом способствует реализации собственных функций всех участников образовательного процесса и позволяет сторонам партнерства решать характерные  для них проблемы. Так, школа может создать базу данных для самоопределения школьников в их дальнейшем развитии, опираясь на информацию о состоянии рынка профессий, роли и месте профессии в развитии национального хозяйства. В психологическом плане профессиональная ориентация способствует формированию готовности индивида к дальнейшему обучению путем повышения мотивации к овладению профессией. Изменение характера обучения, увеличение объема самостоятельной работы, активизация учебной деятельности и организация ступенчатых коммуникаций позволяют постепенно придать новый характер обучению в колледже.

Интегрированное пространство в точке перехода из вуза в практическую сферу деятельности (сюда мы относим также ступень аспирантуры) характеризует принципиально новый этап в развитии личности. Он обусловлен противоречием в характере ведущей деятельности индивида: накоплением профессиональных знаний и потребностью в их реализации. Это противоречие разрешается путем перехода от учения к профессиональной практике, в которой продолжается процесс личностного развития специалиста.

Диалектика развития подразумевает наличие вариантов вхождения в практическую сферу деятельности: «развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений» [7, с. 334]. Диалектический процесс онтогенеза продолжается в сфере деятельности на ступенях аспирантуры при совмещении научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности. На эту ступень возвращаются специалисты из профессиональной сферы деятельности, поскольку «развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. …Процесс познания иногда повторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе» [Там же]. Ступень научно-исследовательской деятельности в системе «школа – колледж – вуз – аспирантура» логически и диалектически обусловлена и представляет интеграцию учебной, научной и практической деятельности.

Социальная интеграция вуза и организаций практической сферы позволяет вузу гибко структурировать содержание подготовки, ориентируясь на новые научные разработки, требования профессиональной практики и рынка труда. Через базы практик в образовательный процесс привносится корпоративная культура стратегических партнеров. Обучаемые в процессе обучения имеют возможность приобщаться к корпоративной культуре стратегического партнера, изучать и усваивать правила поведения в профессиональной среде и еще до окончания обучения в вузе определиться на конкретное рабочее место.

Связь с образовательной структурой позволяет партнеру из практической сферы развиваться через оперативное обучение штатных специалистов, получение ими дополнительных квалификаций при гибких условиях и формах подготовки, в том числе без отрыва от практической работы. Интеграция образования и практики позволяет личности в онтогенезе достичь состояния акме на ступени профессиональной зрелости путем развития творческих, духовных и нравственных качеств и постоянного совершенствования профессионального мастерства.

Таким образом, модель пространственно-структурной интеграции профессионального образования и профессиональной экономической деятельности отражает методологию, теоретические и методические предпосылки подготовки специалистов экономического профиля. Ключевой элемент модели – инструментарий интеграции: базы производственных практик, совместные предприятия, мастер-классы, профессиональная деятельность обучаемых. Механизмом социальной интеграции сфер образования и профессиональной деятельности является стратегическое партнерство, создающее поле становления и развития личности специалиста в едином пространстве его жизнедеятельности. Посредством механизма социальной интеграции образовательная структура «школа – колледж – вуз – аспирантура» сообщается с внешней средой – профессиональной практикой и, имея черты открытой системы, способна развиваться и самообновляться под действием изменяющихся условий.

Примечания

1. Системы высшего образования стран Запада: Справочник. М.: Изд-во УФН, 1991. Ч. 1.
2. Системы высшего образования стран Запада: Справочник. М.: Изд-во УФН, 1991. Ч. 2.
3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. 208 с.
4. Формирование механизма социального партнерства // Профессиональное образование. 2003. № 3. С. 30–31.
5. Висема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: Пер. с англ. М.: Финпресс, 2000.
6. Стратегическое партнерство: Нормативно-методические документы партнерских отношений «вуз – предприятие». СПб., 2002. (Сер. «Инновац. деятельность». Вып. 20).
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1998.