телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

О мерах по повышению инвестиционной привлекательности (на примере Амурской области)

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 

Н.П. Кузьмич - доцент ДВГАУ

Вопрос инвестиционной привлекательности – ключевой для большинства регионов Российской Федерации, особенно агропромышленных. Амурская область традиционно имеет сельскохозяйственную специализацию, и хотя ее инвестиционный рейтинг повышается, она относится к числу областей, недооцененных как отечественными, так и иностранными инвесторами.

Главным источником инвестиций в АПК области в 1998 – 2004 гг. были собственные ресурсы предприятий и организаций. Объемы бюджетного финансирования инвестиций агропромышленного комплекса за эти годы значительно сократились. Если в 1995 – 1996 гг. бюджетные средства в общем объеме инвестиций агропромышленного комплекса занимали почти половину объема, в 1997 г. – 26,5 %, то в 2004 г. их доля составила лишь 6,7 %.

Зато активизировался банковский сектор. В 2004 г. за счет кредитов банков профинансировано 29,3 % общего объема инвестиций агропромышленного комплекса. Кредитами банков воспользовались предприятия сельского хозяйства, мясомолочной, мукомольно-крупяной промышленности.

Отечественные инвесторы игнорируют регион из-за низкого ресурсного потенциала, иностранные – вследствие неразвитости инфраструктуры, высоких политических и финансовых рисков.

О недостаточной привлекательности области для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности свидетельствует низкий уровень  развития приграничных и международных связей. Внешнеторговый оборот на душу населения в Амурской области составляет 12 % от среднего уровня по Дальнему Востоку и менее 8 % от среднероссийского уровня. Иностранные инвестиции на душу населения составляют 1,5 % от среднего значения по Дальнему Востоку и 7 % от среднероссийского уровня.

Из 142 зарегистрированных предприятий на территории области действуют в настоящее время лишь около 20. Предприятия с иностранными инвестициями не вносят существенного вклада в экономику области по причине незначительного размера их уставного капитала.

Большинство предприятий, нуждающихся в иностранных инвестициях, к реальной работе по их привлечению не готовы. Причины – непонятная иностранным инвесторам система бухгалтерского учета, отсутствие у многих организаций ясной стратегии, категорическое нежелание менеджеров допускать иностранных инвесторов к управлению предприятием, несовместимость менталитета иностранных инвесторов и директоров российских предприятий.

Взимаемые на территории области таможенные платежи и сборы полностью уходят в федеральный бюджет, что сдерживает развитие инженерной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска. Необходимо оставлять на территории области не менее 20 % таможенных платежей и сборов для развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности, информационной открытости и инвестиционного имиджа области ее администрация проводит ряд организационно-технических мероприятий:

– для формирования единой и эффективной финансово-инвестиционной политики, улучшения процесса бюджетного планирования и реализации социально-экономических программ развития области, для стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций постановлением Главы администрации Амурской области от 26.05.99 г. № 306 в области сформирована постоянная комиссия;
– департаментом экономического развития и внешних связей администрации области в порядке оказания поддержки предприятиям региона ежегодно разрабатывается Реестр инвестиционных проектов и предложений, в котором размещается краткая информация об инвестиционных проектах предприятий практически всех отраслей экономики;
– для удобства размещения новых предприятий или перепрофилирования существующих департаментом экономического развития и внешних связей администрации области подготовлена информация о свободных производственных площадях и наличии инфраструктуры;
– в целях создания оптимальных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Амурской области администрацией ежегодно издается буклет инвестиционных возможностей и проектов, а также  в разделе «Инвестиции» сайта Администрации Амурской области размещена информация: реестр инвестиционных проектов и предложений Амурской области; положение о Фонде развития производства Амурской области; макет бизнес-плана; реестр недвижимости неиспользуемой в производстве хозяйствующими субъектами; список кредитных и страховых компаний Амурской области и т.д.

Вместе с тем, в соответствии с действующими региональными законами предприятиям и организациям, в том числе иностранным, предоставляются  льготы в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.

Кроме того, законы, принятые на территории Амурской области, гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также защиту капитальных вложений и иностранных инвестиций. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

В случае принятия нормативных правовых актов области, содержащих нормы, ухудшающие условия инвестирования, оговоренные в инвестиционном договоре, эти акты не распространяются на субъекты инвестиционной деятельности в течение пяти лет с момента заключения инвестиционного договора.

Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.

Для повышения инвестиционной активности на уровне предприятия необходимо предусмотреть: усиление роли амортизационных отчислений, как одного из основных источников инвестиций; переход к определению стоимости основных фондов по их рыночной стоимости; выведение из эксплуатации устаревших и неиспользуемых мощностей и освобождение их от начисления амортизации и налога на имущество; переход к международным стандартам бухгалтерского учета и международной практике производственного учета.

Следует продолжить практику стимулирования предприятий, реализующих инвестиционные коммерческие проекты за счет средств Фонда развития производства в виде субсидирования части процентной ставки, предоставления гарантий кредитным учреждениям, предоставляющим заемные средства для реализации проектов, включенных в программу. Намечаемые в этом направлении мероприятия ориентированы на достижение максимального мультипликативного эффекта от использования бюджетных средств и банковских ресурсов.

Для реализации программы активизации инвестиционной деятельности необходимо создание условий повышения инвестиционной активности в промышленности области. К ним можно отнести: создание благоприятного налогового режима для наращивания производственного капитала; снижение темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки; развитие системы государственных гарантий частному инвестору по приоритетным для региона инвестициям; формирование институциональной среды для инвестиционной деятельности; разграничение сфер ответственности федерального, регионального и местных бюджетов; нормализация на предприятиях платежно-финансовой дисциплины.