телефон в шапке

+7-999-464-41-16
с 900 до 1800, пн-пт.

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
Россия, 630099,
Новосибирск,
ул. Каменская, 56
(карта)
Телефоны:
редакция:
8-913-985-02-61
ответственный за выпуск:
8-999-464-41-16
ответственный за рекламу и распространение:
8-913-785-30-97
Материалы для публикации направляйте,
а также заявки на оформление подписки
и приобретение выпусков журнала
по адресу:

E-mail: sfs@nsuem.ru
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования

© «Новосибирский
государственный университет
экономики и управления «НИНХ»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5406011041
КПП 540601001
УФК по Новосибирской области
(НГУЭУ л/с 20516X20720)
Банк получателя:
СИБИРСКОЕ
ГУ БАНКА РОССИИ//УФК
по Новосибирской области
г. Новосибирск
БИК 015004950
ОКТМО 50701000
р/сч 03214643000000015100

О мерах по повышению инвестиционной привлекательности (на примере Амурской области)

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 
Кузьмич Н.П. Кандидат экономических наук 

Н.П. Кузьмич - доцент ДВГАУ

Вопрос инвестиционной привлекательности – ключевой для большинства регионов Российской Федерации, особенно агропромышленных. Амурская область традиционно имеет сельскохозяйственную специализацию, и хотя ее инвестиционный рейтинг повышается, она относится к числу областей, недооцененных как отечественными, так и иностранными инвесторами.

Главным источником инвестиций в АПК области в 1998 – 2004 гг. были собственные ресурсы предприятий и организаций. Объемы бюджетного финансирования инвестиций агропромышленного комплекса за эти годы значительно сократились. Если в 1995 – 1996 гг. бюджетные средства в общем объеме инвестиций агропромышленного комплекса занимали почти половину объема, в 1997 г. – 26,5 %, то в 2004 г. их доля составила лишь 6,7 %.

Зато активизировался банковский сектор. В 2004 г. за счет кредитов банков профинансировано 29,3 % общего объема инвестиций агропромышленного комплекса. Кредитами банков воспользовались предприятия сельского хозяйства, мясомолочной, мукомольно-крупяной промышленности.

Отечественные инвесторы игнорируют регион из-за низкого ресурсного потенциала, иностранные – вследствие неразвитости инфраструктуры, высоких политических и финансовых рисков.

О недостаточной привлекательности области для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности свидетельствует низкий уровень  развития приграничных и международных связей. Внешнеторговый оборот на душу населения в Амурской области составляет 12 % от среднего уровня по Дальнему Востоку и менее 8 % от среднероссийского уровня. Иностранные инвестиции на душу населения составляют 1,5 % от среднего значения по Дальнему Востоку и 7 % от среднероссийского уровня.

Из 142 зарегистрированных предприятий на территории области действуют в настоящее время лишь около 20. Предприятия с иностранными инвестициями не вносят существенного вклада в экономику области по причине незначительного размера их уставного капитала.

Большинство предприятий, нуждающихся в иностранных инвестициях, к реальной работе по их привлечению не готовы. Причины – непонятная иностранным инвесторам система бухгалтерского учета, отсутствие у многих организаций ясной стратегии, категорическое нежелание менеджеров допускать иностранных инвесторов к управлению предприятием, несовместимость менталитета иностранных инвесторов и директоров российских предприятий.

Взимаемые на территории области таможенные платежи и сборы полностью уходят в федеральный бюджет, что сдерживает развитие инженерной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска. Необходимо оставлять на территории области не менее 20 % таможенных платежей и сборов для развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности, информационной открытости и инвестиционного имиджа области ее администрация проводит ряд организационно-технических мероприятий:

– для формирования единой и эффективной финансово-инвестиционной политики, улучшения процесса бюджетного планирования и реализации социально-экономических программ развития области, для стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций постановлением Главы администрации Амурской области от 26.05.99 г. № 306 в области сформирована постоянная комиссия;
– департаментом экономического развития и внешних связей администрации области в порядке оказания поддержки предприятиям региона ежегодно разрабатывается Реестр инвестиционных проектов и предложений, в котором размещается краткая информация об инвестиционных проектах предприятий практически всех отраслей экономики;
– для удобства размещения новых предприятий или перепрофилирования существующих департаментом экономического развития и внешних связей администрации области подготовлена информация о свободных производственных площадях и наличии инфраструктуры;
– в целях создания оптимальных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Амурской области администрацией ежегодно издается буклет инвестиционных возможностей и проектов, а также  в разделе «Инвестиции» сайта Администрации Амурской области размещена информация: реестр инвестиционных проектов и предложений Амурской области; положение о Фонде развития производства Амурской области; макет бизнес-плана; реестр недвижимости неиспользуемой в производстве хозяйствующими субъектами; список кредитных и страховых компаний Амурской области и т.д.

Вместе с тем, в соответствии с действующими региональными законами предприятиям и организациям, в том числе иностранным, предоставляются  льготы в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.

Кроме того, законы, принятые на территории Амурской области, гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также защиту капитальных вложений и иностранных инвестиций. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

В случае принятия нормативных правовых актов области, содержащих нормы, ухудшающие условия инвестирования, оговоренные в инвестиционном договоре, эти акты не распространяются на субъекты инвестиционной деятельности в течение пяти лет с момента заключения инвестиционного договора.

Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.

Для повышения инвестиционной активности на уровне предприятия необходимо предусмотреть: усиление роли амортизационных отчислений, как одного из основных источников инвестиций; переход к определению стоимости основных фондов по их рыночной стоимости; выведение из эксплуатации устаревших и неиспользуемых мощностей и освобождение их от начисления амортизации и налога на имущество; переход к международным стандартам бухгалтерского учета и международной практике производственного учета.

Следует продолжить практику стимулирования предприятий, реализующих инвестиционные коммерческие проекты за счет средств Фонда развития производства в виде субсидирования части процентной ставки, предоставления гарантий кредитным учреждениям, предоставляющим заемные средства для реализации проектов, включенных в программу. Намечаемые в этом направлении мероприятия ориентированы на достижение максимального мультипликативного эффекта от использования бюджетных средств и банковских ресурсов.

Для реализации программы активизации инвестиционной деятельности необходимо создание условий повышения инвестиционной активности в промышленности области. К ним можно отнести: создание благоприятного налогового режима для наращивания производственного капитала; снижение темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки; развитие системы государственных гарантий частному инвестору по приоритетным для региона инвестициям; формирование институциональной среды для инвестиционной деятельности; разграничение сфер ответственности федерального, регионального и местных бюджетов; нормализация на предприятиях платежно-финансовой дисциплины.