телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Изображение в левую колонку

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Новое в налоговом законодательстве

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 
Авторы: 

Е.С. Синицына - государственный налоговый инспектор отдела информационно-аналитической работы Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу

 

Версия для печати (формат .doc, 97 Kb) - скачать

1. Федеральный закон от 18.06.05 г. № 62-ФЗ «О внесении изменения в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» отменил норму, обязывавшую налоговые органы вручать уведомление на уплату транспортного налога налогоплательщикам – физическим лицам не позднее 1 июня налогового периода. Теперь в соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, будут уплачивать транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговыми органами.

 

Изменение вступает в силу с 1 января 2006 г.

2. Федеральный закон от 18.06.05 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй налогового кодекса Российской Федерации» вносит изменения, касающиеся применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в части оказания бытовых услуг. Согласно указанному закону, ЕНВД может применяться не только в отношении бытовых услуг в целом, но и их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Документ вступает в силу с 1 января 2006 г. С этой же даты в соответствии с Федеральным законом от 29.07.04 г. № 95-ФЗ решение о переводе отдельных видов деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, будет приниматься представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Федеральный закон от 18.06.05 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточнил порядок установления корректирующего коэффициента К2, используемого при расчете ЕНВД.

В Законе указывается, что коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности ассортимента товаров, сезонности, времени работы, величины доходов, особенностей места ведения предпринимательской деятельности и других факторов.

Для учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности коэффициент К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

4. Федеральный закон от 29.06.05 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» скорректировал порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельхозналога – ЕСХН).

Уточняется, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям могут быть отнесены хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку сельхозпродукции, в том числе и на арендованных основных средствах.

В целях исчисления и уплаты ЕСХН к сельскохозяйственным товаропроизводителям дополнительно отнесены градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации. Для получения права перехода на единый сельхозналог они должны отвечать критериям, предусмотренным в абз. 3 п. 7 ст. 333.3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 г. не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема реализуемой ими продукции.

Закон изменяет период времени, исходя из которого рассчитывается критерий перехода на ЕСХН. Если ранее это были девять месяцев того года, в котором налогоплательщик подавал заявление на переход на ЕСНХ, то теперь расчет необходимо производить по итогам календарного года, предшествующего году подачи заявления.

Отменяется норма подп. 2 п. 3 ст. 346.2 НК РФ, согласно которой не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Расширен перечень расходов, учитываемых при расчете налога. В него дополнительно включены расходы на подготовку специалистов для налогоплательщиков в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

5. Федеральный закон от 30.06.05 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» изменяет перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

С 1 января 2006 г. с 2 до 4 тыс. руб. будет увеличен размер выплат, не подлежащих налогообложению по п. 28 ст. 217 НК РФ (материальная помощь, призы и подарки, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, возмещение стоимости медикаментов работодателями и т.д.).

Кроме того, ст. 217 НК РФ дополнена нормой, согласно которой с 1 января 2006 г. не подлежат обложению НДФЛ помощь в денежной и натуральной форме, а также подарки, полученные ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны (ВОВ), вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов ВОВ и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 тыс. руб. за налоговый период.

Закон содержит также особую норму, льготирующую всю помощь в денежной и натуральной форме, а также подарки, которые получены в 2005 г. участниками ВОВ, инвалидами ВОВ и иными категория граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Дополнительно указывается, что суммы НДФЛ, уплаченные при получении указанных доходов, подлежат возврату налогоплательщикам не позднее двух месяцев со дня вступления в силу данного федерального закона.

Закон вступил в силу по истечении месяца с момента официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен особый порядок вступления в силу.

6. Федеральный закон от 30.06.05 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уточняет объект налогообложения акцизами при совершении операций с нефтепродуктами. Документ указывает, что налогообложению подлежат только операции с нефтепродуктами на территории Российской Федерации.

Закон вступил в силу по истечении месяца с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

7. Федеральный закон от 01.07.05 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» изменяет правила взимания налогов с имущества, приобретаемого физическими лицами в порядке наследования или дарения. Отменяя действие Закона Российской Федерации от 12.12.91 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», данный закон устанавливает, что доходы граждан, полученные в порядке дарения в виде недвижимости, транспортных средств, акций, долей, паев, если даритель и одариваемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.

Членами семьи и близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ признаются супруги, родители, дети (в том числе усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

8. Федеральный закон от 02.07.05 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и в ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривает исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В соответствии с поправками юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. При наличии одновременно всех указанных признаков регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Соответствующее решение в течение трех дней с момента его принятия должно быть опубликовано в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут направляться в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. При их поступлении решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение из реестра может быть обжаловано в арбитражном суде кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В связи с данными изменениями внесены поправки в ст. 49 ГК РФ, где теперь указано, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Закон вступил в силу в день его официального опубликования.

9. Федеральный закон от 21.07.05 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» реформирует систему налогообложения малого бизнеса.

Существенные изменения касаются порядка применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Изменяется порядок расчета доходов, выступающих критерием для получения права на переход на УСН. Организация имеет право перейти на «упрощенку», если по итогам девяти месяцев того года, в котором ею подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (Ранее в расчет включались только доходы, перечисленные в ст. 249 Кодекса, и их размер не должен был превышать 11 млн руб.) Кроме того, указанная величина дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее.

До 20 млн руб. увеличен предельный размер доходов отчетного (налогового) периода, ограничивающих применение УСН. (Указанная величина также подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.)

Расширен перечень лиц, которые не вправе применять УСН. В него включены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; бюджетные учреждения; иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Законодательно закреплено право некоммерческих организаций на применение УСН.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, в силу внесенных изменений обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменяется порядок перехода на УСН вновь создаваемых организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Теперь они могут подавать заявление о переходе на УСН в течение пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

В ст. 346.13 НК РФ (п. 2) введена дополнительная норма, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов РФ до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

В новой редакции излагается ст. 346.17 НК РФ «Порядок признания доходов и расходов». Порядок признания доходов дополнен нормой, регулирующей расчеты векселями. Указывается, что при использовании в расчетах векселей датой получения доходов у налогоплательщика признается день погашения векселя или передачи его по индоссаменту. Закон устанавливает, что при определении доходов налогоплательщиков не учитываются полученные дивиденды, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

Изменился порядок признания расходов налогоплательщиками-«упрощенцами». В частности, налогоплательщикам дано право использовать при определении расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для перепродажи, один из методов оценки покупных товаров: ФИФО, ЛИФО, средней стоимости или стоимости единицы.

Перечень расходов также претерпел изменения. Добавлено более 10 видов расходов, на которые налогоплательщики, применяющие объект налогообложения «доходы – расходы», вправе уменьшить налоговую базу (например, расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения, судебные расходы и арбитражные сборы, на бухгалтерские и юридические услуги и др.).

Внесены поправки и в порядок признания расходов на основные средства и нематериальные активы. Согласно новой редакции п. 3 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики могут принимать в составе расходов затраты не только на их приобретение, но и на сооружение и изготовление. В состав нематериальных активов и основных средств для целей УСН включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

В новой редакции «упрощенки» закреплено право налогоплательщиков, применяющих УСН и одновременно являющихся плательщиками ЕНВД, распределять расходы по разным специальным налоговым режимам пропорционально долям доходов, полученных от этих режимов (в случае невозможности ведения раздельного учета доходов и расходов).

Изменен и порядок исчисления налога. Так, налогоплательщики могут уменьшать суммы налога (авансовых платежей) на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности не более чем на 50 %. В настоящее время ограничение в 50 % действует только в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование.

Внесены поправки, устанавливающие срок уплаты единого налога по итогам налогового периода, взимаемого в связи с применением УСН индивидуальными предпринимателями. Теперь они, аналогично организациям, уплачивают налог не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации (согласно п. 2 ст. 346.23 НК РФ – не позднее 30 апреля).

Скорректированы правила исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов и при переходе с УСН на иные режимы налогообложения (ст. 346.25 НК РФ). Статья дополнена нормой, касающейся порядка определения стоимости основных средств и нематериальных активов.

Закон делает возможным применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента. Применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из 58 видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов, где указываются конкретные виды деятельности, по которым разрешается применение патента.

Патент может быть выдан по выбору налогоплательщика на квартал, полугодие, девять месяцев, год. Заявление на выдачу патента должно быть подано в налоговый орган по месту постановки на учет индивидуального предпринимателя не позднее чем за один месяц до начала применения УСН на основе патента. В течение десяти дней налоговый орган обязан выдать патент или уведомить налогоплательщика об отказе в его выдаче.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке в 6 % доля потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН в виде патента.

Оплата стоимости патента производится в следующем порядке. Одна треть уплачивается не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента, оставшаяся часть – не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

При нарушении условий применения УСН на основе патента, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок индивидуальный предприниматель теряет право на применение «упрощенки» на основе патента.

Что касается ЕНВД, то перечень видов деятельности, в отношении которых может быть установлено его применение, скорректирован.

Уточнены формулировки уже существующих видов деятельности. Так, в отношении автотранспортных услуг указано, что ограничение в 20 транспортных средств относится только к тем из них, которые предназначены для оказания таких услуг (в действующей редакции речь идет о эксплуатируемых транспортных средствах).

Розничная торговля через киоски, лотки, палатки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, выделена в отдельный вид деятельности.

В отношении розничной торговли через объекты стационарной сети с торговыми залами установлено, что для целей ЕНВД розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 м2 по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется. Аналогичная норма введена и в отношении предприятий общественного питания.

Дополнительно в отношении четырех новых видов деятельности нормативно-правовыми актами представительных органов власти муниципальных районов, городских округов, законами Москвы и Санкт-Петербурга может быть установлена система налогообложения в виде ЕНВД. Это:

– оказание услуг общественного питания через объекты – организации общественного питания, не имеющие залов для обслуживания посетителей;

– размещение рекламы на автобусах любого типа, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

– оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м2;

– оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Закон запрещает применение ЕНВД, если соответствующие виды деятельности осуществляются в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Также решен вопрос постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД. Они обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Пункт 7 ст. 346.26 дополнен положением, согласно которому учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, подлежащих обложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Это нововведение ставит точку в вопросе о необходимости вести индивидуальным предпринимателям, применяющим ЕНВД, книги учета доходов и расходов.

В новой редакции излагается ст. 346.27 НК РФ, определяющая основные понятия, используемые для целей исчисления и уплаты ЕНВД. Дана трактовка новым терминам и определениям (распространение и размещение рекламы на автобусах, объекты организации общественного питания, ветеринарные услуги) и изменены ранее использовавшиеся (количество работников, вмененный доход и т.д.). Также изменено понятие «розничная торговля». К ней будет относиться предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи. Кроме того, к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления), поскольку таковая является способом реализации этой продукции, а не торговой деятельностью.

Коэффициент К1 отменяется. В соответствии с новой редакцией главы 26.3 НК РФ корректирующим коэффициентом К1 признается индекс-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).

Уменьшение суммы исчисленного налога на вмененный доход на суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности возможно не более чем на 50 %.

Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его опубликования. Изменения, вносимые в главы 26.2 и 26.3 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2006 г.

Налогоплательщикам, перешедшим на УСН с 1 января 2003 г. и выбравшим объектом налогообложения доходы, дается право в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы до 20 декабря 2005 г.

10. Федеральный закон от 21.7.05 г. № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах”» устанавливает новую редакцию указанной статьи. В соответствии с ней Правительство РФ определяет порядок и условия реструктуризации имевшейся у организации по состоянию на 01.01.01 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации.

Закон вступил в силу по истечении месяца с момента его официального опубликования.

11. Федеральный закон от 21.07.05 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» корректирует размеры государственной пошлины, уплачиваемой при обращении за совершением отдельных видов юридически значимых действий.

Отменена государственная пошлина за открытие филиалов кредитных организаций (ранее ее размер составлял 20 тыс. руб.).

Устанавливается также, что государственная пошлина не уплачивается при приеме в гражданство и за выдачу паспорта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Уменьшаются размеры пошлины для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 20, 21, 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Государственная пошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, отменяется.

Изменены и размеры пошлины за совершение юридически значимых действий с маломерными судами. Для регистрации в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре, выдачи свидетельства о праве собственности на судно и судового билета данная категория судов выделена в отдельную категорию с пониженным размером необходимой к уплате государственной пошлины.

Законом устанавливается и новый размер пошлины за государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции – 5 тыс. руб. за единицу основного технологического оборудования.

Закон вступил в силу по истечении месяца с момента официального опубликования.

12. Федеральный закон от 21.07.05 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» вносит изменения в порядок исчисления акцизов и налога на добычу полезных ископаемых.

Закон индексирует ставки акцизов на некоторые виды подакцизной продукции. Увеличены ставки для большинства видов алкогольной и спиртсодержащей продукции, при этом акцизы на натуральные вина (включая шампанские, игристые, газированные и шипучие) не изменились. Ставки акцизов на нефтепродукты сохраняются на уровне 2005 г., за исключением ставки по прямогонному бензину, которая с 0 руб. за тонну увеличивается до уровня ставки бензина с октановым числом до 80 включительно. Увеличиваются ставки акцизов по всем видам табачной продукции.

В связи с установлением ненулевой ставки акциза на прямогонный бензин вводится новая форма свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Свидетельство на переработку прямогонного бензина выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин. Закон устанавливает требования для выдачи указанного свидетельства и условия его получения.

Отменяется освобождение от налогообложения денатурированного спирта и денатурированной спиртсодержащей продукции. Объектом налогообложения по данному виду подакцизной продукции признается получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Для целей исчисления акцизов получением денатурированного спирта признается его приобретение в собственность. Налоговой базой по данному виду объекта налогообложения признается объем полученного спирта в натуральном выражении. Глава 22 НК РФ также дополняется новой ст. 179.2, устанавливающей порядок выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Свидетельства выдаются организациям, осуществляющим производство:

1) денатурированного этилового спирта – свидетельство на производство денатурированного этилового спирта;

2) неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, – свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Большинство нововведений касается установления порядка исчисления акцизов, применения вычетов и уплаты налога по операциям с денатурированным спиртом и прямогонным бензином.

Дополнительно в перечень товаров, не являющихся подакцизными, включена парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

Федеральный закон отменяет режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции. Оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и осуществляющие с этой даты реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты, признаются плательщиками акцизов. Налогообложение в отношении указанной алкогольной продукции (за исключением вин) осуществляется по налоговым ставкам в размере 80 % соответствующих налоговых ставок, указанных в п. 1 ст. 193 НК РФ (в редакции рассматриваемого закона). Вина, за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, облагаются в размере 65 % соответствующих налоговых ставок.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период в следующие сроки:

1) не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) – по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

2) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, – по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Акциз уплачивается по месту реализации (передачи) продукции оптовыми организациями. Налоговая декларация представляется в налоговые органы не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменения, внесенные в порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, касаются признания в качестве объекта налогообложения нестабильного газового конденсата. В соответствии с данным законом добытым полезным ископаемым признается газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей (при их наличии), получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки.

Данные изменения вступили в силу по истечении месяца с момента официального опубликования Федерального закона и распространяются:

1) в части газового конденсата из газоконденсатных месторождений – на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г., без проведения перерасчетов с бюджетом;

2) в части газового конденсата из всех других видов месторождений – на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г., без проведения перерасчетов с бюджетом.

Ставка налога за 1 тыс. м3 газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья увеличивается с 135 до 147 руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., за исключением отдельных положений. В отношении прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта, полученных (оприходованных) по состоянию на 1 января 2006 г., положения главы 22 НК РФ в редакции данного Федерального закона не распространяются.

13. Федеральный закон от 21.07.05 г. № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» направлен на устранение противоречий между предыдущей редакцией данного документа, законодательством РФ о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, о лицензировании и законодательством о налогах и сборах. Закон изменяет размеры сборов и порядок их уплаты.

Существенно увеличены суммы сборов, подлежащие уплате при получении лицензий; они устанавливаются в фиксированных суммах (ранее размер сборов был пропорционален минимальным размерам оплаты труда).

Сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии – до подачи заявления о выдаче лицензии. При этом размер сбора за выдачу лицензии не зависит от количества входящих в данное юридическое лицо обособленных подразделений, которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности. В случае отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1 тыс. руб.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

14. Федеральный закон от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”» устанавливает, в частности, налоговые преференции для налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон (ОЭЗ).

Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой ОЭЗ, вводятся следующие пониженные ставки единого социального налога.

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет
Итого
До 280 000 руб.
14,0 %
14,0 %
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
39 200 руб. + 5,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
39 200 руб. + 5,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
57 120 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
57 120 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ряд льгот, устанавливаемых для рассматриваемой категории налогоплательщиков, касается исчисления налога на прибыль организаций. Так, налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2.

Налогоплательщикам – организациям, зарегистрированным и работающим на территориях ОЭЗ, дано право признавать произведенные расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

На налогоплательщиков – организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, не распространяется ограничение на размер убытка прошлых периодов, принимаемого в составе расходов текущего периода в соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ.

Имущество организаций, учитываемое на балансе организации – резидента ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет освобождается от налогообложения.

Кроме того, организации – резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

Рассматриваемый закон вносит изменения и в таможенное законодательство.

Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.