телефон в шапке

+7 (383) 278 85 74
с 900 до 1800, пн-пт.

logo-inside

site-name

Контакты

Наш адрес:
г. Новосибирск,
ул. Ползунова, 7
(4-й этаж, офис 47)
Телефоны:
редакция:
(383) 278-85-74; 217-44-23
ответственный за выпуск, Н. Беляева:
(383) 279-73-83 (т/ф)
ответственный за рекламу и распространение, М. Семехина:
(383) 217-48-03
Материалы для публикации направляйте по адресу:
630051, г. Новосибирск,
а/я 34
Сибирская академия финансов и банковского дела
E-mail: md_sifbd@nnet.ru
Для оформления подписки и приобретения журнала:
E-mail: semehinam@mail.ru

Схема проезда

Частное образовательное учреждение
Высшего образования

© Сибирская академия финансов и банковского дела


Печатный орган Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

При перепечатке и использовании
материалов
ссылка на журнал
«Сибирская финансовая школа»
обязательна

Реквизиты

ИНН 5402106870
р/счет 40703810110000000005
в ОАО КБ «Акцепт»,
г. Новосибирск,
к/с 30101810200000000815
БИК 045004815
ОКОНХ 92110
ОКПО 16925131

Налоговая политика организации и ее отражение в учетной политике, составляемой для целей налогообложения

Вы здесь

Выпуск: 
Рубрика: 

Е.В. Танявина - соискатель САФБД
Д.А. Салахов - доцент кафедры экономики САФБД

Термин «политика» (от гр. politike – искусство управления государством) определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями» [8]. Данное определение несколько устарело, но большинство энциклопедий и словарей позиционируют именно его. Хотя, по нашему мнению, более обоснованно трактовать политику как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства [5].

Что касается государственной экономической и налоговой политики, то их трактовки, несмотря на некоторые различия, схожи. На наш взгляд, более удачные определения даны в Словаре финансовых терминов, где государственная экономическая политика (economic policy) определяется как «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране», а налоговая политика – как «система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в виде применяемых налогов, в величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, в налоговых льготах» [9]. Там же даны «три функции правительства» в экономической области, а именно:

– поддержание эффективности, заключающееся в корректировке нарушений рынка, вызываемых действиями монополий, загрязнением окружающей среды и катаклизмами;
– поддержание стабильности, заключающееся в использовании макроэкономических рычагов для возврата экономики на ее естественный уровень;
– поддержание справедливости путем создания механизма прогрессивного налогообложения и перераспределения национального дохода.

Можно провести аналогию между государством и организацией (то и другое относится к разряду экономических или социально-экономических систем) и определить налоговую политику организации как систему мер, проводимых организацией в области налогообложения в целях своевременного и полного обеспечения выполнения обязательств по налогам и сборам.

Однако, по нашему мнению, такое определение не будет полным. Кроме того, авторы не склонны приравнивать налоговую политику к учетной политике, составленной и реализуемой для целей налогообложения (УПН).

Налоговая политика организации должна формироваться, как минимум, для обоснованного ведения:

– налогового учета (в полном объеме);
– бухгалтерского учета (в части порядка учета объектов налогообложения);
– управленческого учета (в части документирования и принятия управленческих решений по поводу формирования и/или изменения объектов налогообложения);
– производственного учета (в части объектов налогообложения).

Одна из задач налоговой политики – формирование налоговой модели, или модели налоговой деятельности. При этом под налоговой деятельностью следует понимать:

– деятельность по стратегическому налоговому планированию;
– деятельность по текущему налоговому планированию;
– деятельность по оперативному налоговому планированию;
– деятельность по налоговому учету;
– деятельность по подготовке и сдаче налоговой отчетности;
– взаимоотношения с контролирующими (в том числе налоговыми) органами;
– взаимоотношения со службой внутреннего контроля, функционирующей в организации;
– разработку и реализацию УПН.

Среди задач формирования УПН можно выделить:

– обоснование наиболее оптимального варианта УПН, соответствующего специфике и масштабам деятельности организации, особенностям ее учетного процесса;
– определение наиболее приемлемых методов учета элементов учетной политики для целей расчета налогов;
– максимальное соблюдение законодательства РФ при формировании УПН.

Отметим, что на эволюцию целей и задач УПН организации в 2001–2007 гг. оказали влияние четыре обстоятельства.

Во-первых, такой элемент методики учетной политики как момент признания выручки от реализации продукции (работ, услуг), чрезвычайно важный для целей налогообложения. Поэтому он должен отражаться в самостоятельном документе – приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Во-вторых, сегодня общей тенденцией нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения является отход от принципа полного соответствия бухгалтерской информации данным, используемым для целей налогообложения [7].

В-третьих, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) прямо указывает на необходимость принятия приказа об учетной политике для целей налогообложения как обязательного элемента налоговой политики любой организации (такая практика внедрена с 2001 г.).

В-четвертых, с 1 января 2007 г. в часть первую НК РФ (ст. 11. «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе») наконец-то введено понятие УПН.

В таблице 1 приведены нормы НК РФ, предусматривающие определение соответствующих элементов в УПН.

Регламентация норм части второй НК РФ, устанавливающая необходимость включения определенных положений в учетную политику организаций,  составляемую в целях налогообложения

Глава
НК РФ
Статья
Норма (положения)
1
2
3
21. «Налог на добавленную стоимость»
165. «Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов»
Документы, указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения
167. «Момент определения налоговой базы»
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации
170. «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения
25. «Налог
на прибыль организаций»
248. «Порядок определения доходов. Классификация доходов»
Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 НК РФ
 
252. «Расходы. Группировка расходов»
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 НК РФ
 
254. «Материальные расходы»
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
– метод оценки по стоимости единицы запасов;
– метод оценки по средней стоимости;
– метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
– метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
 
258. «Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп»
Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных данной статьей НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения
 
261. «Расходы на освоение природных ресурсов»
При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения
 
264.1. «Расходы на приобретение права на земельные участки»
Расходы на приобретение права на земельные участки, указанные в пункте 1 данной статьи, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:
1) по выбору налогоплательщика сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено данной статьей. Порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения
 
267. «Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию»
Налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном данной статьей. Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока
 
267.1. «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов»
1. Налогоплательщики – общественные организации инвалидов и организации, указанные в абзаце первом подпункта 38 пункта 1 статьи 264 НК РФ, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет.
2. Налогоплательщик на основании программ, разработанных и им утвержденных, самостоятельно принимает решение о создании резерва, указанного в пункте 1 данной статьи, что отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет резерва, указанного в пункте 1 данной статьи
 
268. «Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав»
При реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую при реализации покупных товаров – на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
– по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
– по средней стоимости;
– по стоимости единицы товара
 
280. «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами»
В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 процентов от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации; для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае, когда налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг
 
282. «Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами»
В целях НК РФ под открытием короткой позиции по ценной бумаге, являющейся объектом операции РЕПО и находящейся у покупателя по первой части РЕПО, понимается отчуждение им указанной ценной бумаги, за исключением реализации ценной бумаги по первой части РЕПО или реализации ценной бумаги по второй части РЕПО в рамках одной операции РЕПО.
Открытие короткой позиции по ценной бумаге осуществляется при условии отсутствия ценных бумаг того же выпуска в собственности у покупателя по первой части РЕПО, реализация или иное выбытие которых не приведут к открытию указанной короткой позиции.
В целях НК РФ под закрытием короткой позиции по ценной бумаге понимается исполнение второй части операции РЕПО покупателем по первой части РЕПО за счет:
– полученных по другой сделке РЕПО ценных бумаг того же выпуска, по которому открыта короткая позиция;
– приобретения ценных бумаг того же выпуска, по которому открыта короткая позиция, за исключением приобретения ценных бумаг по операции РЕПО и исполнения обязательств по покупке ценных бумаг продавцом по второй части РЕПО.
Закрытие короткой позиции по ценной бумаге осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска в портфель ценных бумаг покупателя по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции.
Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам одного выпуска определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принятой учетной политикой в целях налогообложения одним из следующих методов:
– в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (ФИФО);
– в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта последней (ЛИФО);
– выбор очередности закрытия короткой позиции осуществляется налогоплательщиком по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (по стоимости единицы).
Закрытие короткой позиции по ценным бумагам по основанию исполнения обязательств по второй части РЕПО, сопровождающегося открытием короткой позиции, осуществляется во внеочередном порядке в момент исполнения налогоплательщиком своих обязательств по второй части РЕПО
 
301. «Срочные сделки. Особенности налогообложения»
Налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения
 
307. «Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации»
При наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения
 
313. «Налоговый учет. Общие положения»
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (НУ), который представляет собой система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета (БУ) содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры БУ дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры НУ, либо вести самостоятельные регистры НУ.
НУ осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система НУ организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Данные НУ должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных НУ являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных НУ (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством
 
314. «Аналитические регистры налогового учета»
Аналитические регистры НУ – сводные формы систематизации данных НУ за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам БУ.
Данные НУ – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных НУ предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных НУ должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры НУ предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры НУ ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров НУ и порядок отражения в них аналитических данных НУ, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах НУ обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров НУ должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления
 
316. «Порядок налогового учета доходов от реализации»
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения
 
318. «Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию»
Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений данной статьи.
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
– материальные затраты,
– расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)
 
319. «Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных»
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей
 
320. «Порядок определения расходов по торговым операциям»
Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с учетом следующих особенностей.
В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов
 
324. «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств»
Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным данной статьей НК РФ, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения
 
324.1. «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет»
Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода
 
339. «Порядок определения количества добытого полезного ископаемого»
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых
26.1. «Система налогообло­жения для сельскохозяй­ственных товаропро­изводителей (единый сельскохозяй­ственный налог)»
346.38. «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений»
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке
30. «Налог на имущество организаций»
375. «Налоговая база»
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода

Таким образом, в соответствии с НК РФ учетная политика в целях налогообложения есть выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей его финансово-хозяйственной деятельности.

Процедуру формирования УПН можно разделить на следующие этапы.

1-й этап. Определение перечня налогов, существенно влияющих на финансовое состояние организации.
2-й этап. Выявление возможных вариантов оптимизации налогов, существенно влияющих на финансовое состояние организации.
3-й этап. Планирование налоговой системы и формирование основных элементов УПН.
4-й этап. Оценка возможных вариантов УПН и выбор наиболее оптимального.
5-й этап. Обоснование системы контроля за реализацией УПН.

Основные цели каждого из указанных выше этапов решаются с помощью построения налогового учета, который, в свою очередь, призван решить задачи:

– формирования полной и достоверной информации о порядке налогового учета хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода;
– обеспечения информацией внешних пользователей для контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, а также своевременностью их уплаты;
– обеспечения внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать размер финансовых ресурсов, отвлекаемых на уплату налогов.

Следует отметить, что основным требованием к налоговому учету является необходимость его организации таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, их систематизации и формирования показателей налоговых деклараций.

УПН как документ имеет определенную структуру и состоит, как минимум, из двух разделов.

Первый (общий) раздел. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т.д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в УПН закрепляется срок представления сведений для сводного отчета по организации в целом.

Во втором разделе УПН отражаются принципы и правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировка этих правил обычно осуществляется по видам налогов.

Состав альтернативных вариантов, которые можно закрепить в УПН, в основном предусмотрен НК РФ (см. таблицу). Однако данным документом не исчерпывается перечень законодательных и нормативных актов, регулирующих состав альтернатив. В частности, документом, содержащим альтернативы исчисления налога на имущество организаций, является ПБУ 6/01. Альтернативы определения стоимости некоторых статей расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль прописываются и во внутреннем локальном акте организации – коллективном или трудовом договоре и т.д.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы.

Основная группа содержит элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует НК РФ, либо акты, на которые в нем есть прямые ссылки.

Дополнительная группа включает элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо прямо не отнесены НК РФ к элементам УПН, однако в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления УПН и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура УПН. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой УПН.

Формирование единой учетной политики, адекватной требованиям бизнеса и законодательства РФ (хотя бы для целей БУ и НУ), – дело чрезвычайно сложное, тем более, если разработка такой политики преследует цель оптимизации налогообложения.

Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия на налоговых платежах (в том числе посредством реструктуризации налоговых задолженности), но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Решать вопросы налоговой оптимизации необходимо комплексно, при участии руководителей организации, бухгалтеров, финансистов (финансовых менеджеров или экономистов по финансовой работе), внешних и внутренних аудиторов, главных специалистов и ведущих инженеров, юристов и др.

Элементами налоговой оптимизации являются:

– налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;
– стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;
– точное исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие срок исковой давности;
– эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования [3].

Должным образом организованная налоговая оптимизация предусматривает изучение всех предлагаемых к подписанию хозяйственных договоров на предмет их налоговых последствий. Результаты налоговой оптимизации необходимо оценивать не только по суммам уменьшенных налогов и полученных выгод, но и с точки зрения снижения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении финансово-хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную и текущую.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика. Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки бухгалтерского, налогового, производственного и управленческого учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции, путем выбора оптимальной формы сделки.

Комплексное и целенаправленное использование налогоплательщиком совокупности всех методов налоговой оптимизации составляет налоговое планирование. В ходе налогового планирования нужно соблюдать следующие принципы:

– принцип разумности. Разумность в данном случае означает, что все хорошо в меру. Что-то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства [3];
– цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты на реализацию данного решения;
– комплексный подход. Выбрав метод снижения какого-либо налога, следует проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;
– индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности организации, можно применять тот или иной метод снижения налогов. Механически копировать схемы, применяемые другими организациями нельзя;
– юридическая чистота. Все используемые в том или ином методе юридически значимые документы должны быть проанализированы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства.

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все нововведения в налоговом законодательстве, чтобы своевременно ввести в УПН новые элементы.

Рассмотрим наиболее значимые элементы УПН с учетом новых норм (положений), вступивших в действие в 2007 г.

1. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль

Главой 25 НК РФ установлено несколько способов исчисления и уплаты налога на прибыль. Уплата ежемесячных авансовых платежей может производиться исходя из 1/3 суммы налога, подлежащей уплате за предыдущий квартал. Такой вариант уплаты налога невыгоден для организаций, имеющих неравномерные показатели по прибыли, так как даже при убытке в текущем налоговом периоде произвести очередной авансовый платеж необходимо. Поэтому целесообразно перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, внеся соответствующую запись в учетную политику.

Организации, у которых есть несколько филиалов на территории одного субъекта РФ, могут платить налог на прибыль через одно обособленное подразделение. Если организация не воспользовалась таким правом в 2006 г., то сделать это можно в 2007 г., предварительно уведомив налоговую службу и закрепив данное положение в учетной политике.

2. Определение даты получения дохода

Если у организации есть договоры, относящиеся к нескольким налоговым периодам, момент признания доходов по ним может быть перенесен на более поздний срок и, соответственно, будет перенесен момент уплаты налога на прибыль.

3. Определение даты осуществления расхода

Если организация имеет затраты по договорам с неопределенным сроком действия, например, по приобретению программного обеспечения или маркетинговым исследованиям, их можно учесть в расходах в момент приобретения (в бухгалтерском и налоговом учете), если дополнить учетную политику положением, что расходы по договорам с неопределенным сроком действия учитываются при налогообложении в момент возникновения расходов [4].

4. Прямые и косвенные расходы

Для сближения бухгалтерского и налогового учета организация должна установить одинаковый перечень прямых и косвенных расходов. Для минимизации налогов нужно утвердить минимально возможный перечень прямых расходов, например, указать в УП, что прямые расходы распределяются пропорционально доле таких затрат в плановой себестоимости продукции.

5. Порядок учета основных средств

Для сближения бухгалтерского и налогового учета организация должна установить стоимостный лимит при принятии объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в размере 10 000 руб. Однако в этом случае объекты со стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. будут признаваться основными средствами и с них придется платить налог на имущество.

6. Амортизация основных средств

Как известно, в налоговом учете амортизацию основных средств можно начислять линейным или нелинейным методами. При выборе метода начисления амортизации необходимо учесть, что используемый метод не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Линейный способ позволяет равномерно погашать стоимость амортизируемого имущества в течение всего срока его полезного использования. При нелинейном методе большая часть стоимости амортизируемого имущества списывается в расходы в течение первой половины срока полезного использования.

Уже с 2006 г. у налогоплательщиков появилось право единовременно учесть в составе расходов так называемую амортизационную премию. Воспользоваться этой льготой могли только те организации, которые приобретали основное средство, проводили достройку, дооборудование и модернизацию имущества.

С 1 января 2007 г. списать до 10 % от суммы капитальных вложений можно и при реконструкции основных средств. Если реконструкция входит в планы, то намерение применить норму п. 1.1 ст. 259 НК РФ необходимо соответствующим образом закрепить в УПН.

7. Оценка незавершенного производства

Для сближения бухгалтерского и налогового учета организация должна при расчете налога на прибыль распределять прямые расходы на незавершенное производство. Для минимизации налога на прибыль прямые расходы на остатки незавершенного производства распределять не надо.

8. Создание резервов на предстоящие расходы

Организации, которые признают доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать резервы на предстоящие расходы. Средства, направляемые на создание резервов, уменьшают налог на прибыль уже в текущем периоде, еще до использования резерва. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ организация может создать резервы:

– на предстоящую оплату отпусков работникам;
– на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
– на предстоящий ремонт основных средств;
– на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
– на формирование расходов по сомнительным долгам.

Если в будущем году предстоит провести капитальный ремонт, то можно зарезервировать деньги на эти цели, предусмотрев создание резерва в учетной политике. Кроме того, в документе следует указать норматив отчислений на ремонт, который рассчитывается исходя из совокупной стоимости всех амортизируемых основных средств. При этом предельная сумма резерва на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов за последние три года.

Правда, данное условие распространяется лишь на те организации, которые действуют более трех лет. Что касается вновь созданных организаций, то они могут игнорировать вышеназванное требование ст. 324 НК РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.05 г. по делу № Ф04-8923/2005 (17776-А67-35)).

Особая учетная политика будет у тех организаций, которые совмещают вмененные виды деятельности с общими. В УПН обязательно следует прописать порядок расчета стоимости основных средств общехозяйственного назначения, которая будет облагаться налогом на имущество. Как правило, ее определяют пропорционально выручке, полученной от того или иного вида деятельности. Кроме того, надо установить базу для распределения общепроизводственных расходов между разными видами деятельности. Если речь идет о «коммуналке», есть два варианта: либо пропорционально выручке, либо пропорционально площади, используемой в обычной и вмененной деятельности (Письмо Минфина России от 04.10.06 г. № 03-11-04/3/431).

При разработке единой учетной политики на 2007 г. (или внесении соответствующих изменений в действующую учетную политику) необходимо учесть следующие элементы (это продиктовано арбитражной практикой или принятием в 2006 г. новых нормативных актов).

Закрепление обязанности ведения бухгалтерского учета

В учетную политику вносится (или изменяется) соответствующий элемент исходя из следующей судебной практики.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.06 г. № 18 (п. 23–26) к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности может быть привлечен только главный бухгалтер, так как руководитель организации несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Руководитель организации привлекается к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности только в случае, если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами (при делегировании обязанности ведения бухгалтерского учета сторонней организации – аудиторской фирме, управляющей компании или индивидуальному предпринимателю).

Утверждение форм первичных документов

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.05 г. № 171 с 1 января 2007 г. отменяются старые бланки строгой отчетности. За два года Минфин должен был разработать и утвердить новые бланки. Пока это сделано лишь для страховых организаций и ломбардов. Чтобы организация могла применять в своей деятельности и учитывать в расходах старые бланки строгой отчетности, необходимо внести соответствующую запись в учетную политику.

Утверждение рабочего плана счетов

Один из элементов методологического раздела учетной политики – план счетов БУ. Все организации должны руководствоваться действующим Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.00 г. № 94н. Обычно в силу специфики финансово-хозяйственной деятельности организации открывают дополнительные субсчета, в том числе аналитического учета, которые необходимо утвердить в рамках рабочего плана счетов. Он обычно оформляется в форме приложения к учетной политике.

В Инструкцию по применению Плана счетов в 2006 г. были внесены изменения (Приказ Минфина России от 18.09.06 г. № 115н). Суть их такова: прочие доходы и расходы не надо делить на операционные, внереализационные и чрезвычайные. Поэтому отражать все затраты и поступления (в том числе чрезвычайные), которые не относятся к основной деятельности, необходимо на счете 91. При формировании учетной политики на 2007 г. можно закрыть все субсчета к счету 91, с помощью которых прочие доходы и расходы подразделялись на операционные и внереализационные. Хотя это не обязательно. Ведь никто не запрещает детализировать те или иные затраты так, как нужно организации. Значит, она может продолжать работать с применением субсчетов к счету 91. При этом субсчет «Чрезвычайные доходы и расходы» счета 99, если он был открыт, закрывают в обязательном порядке. Поскольку теперь чрезвычайные доходы и расходы, согласно Инструкции по применению Плана счетов, не отражают на счете 99 – их нужно перенести на счет 91, открыв при необходимости отдельный субсчет.

Утверждение форм бухгалтерской отчетности

Приказами Минфина России от 18.09.06 г. № 115н и № 116н внесены изменениям в такие нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету как ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н, Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, Приказ Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В связи с этим организациям необходимо внести изменения в Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и утвердить их в учетной политике (формы утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 18.09.06 г. № 115н).

График документооборота и технология обработки учетной информации

Основная цель введения такого графика состоит в рационализации документооборота в организации и назначении ответственных сотрудников за каждый этап обработки информации.

Внести изменения в учетную политику организация может в конце года, определяясь с параметрами учета на следующий год. Однако в определенных случаях ее можно скорректировать. Установлено несколько оснований для внесения изменений в учетную политику:

– если изменилось законодательство или вносились коррективы в нормативные акты по БУ;
– организация решила применить новые способы ведения БУ;
– серьезно поменялись условия деятельности организации.

НК РФ предоставляет организациям возможность реагировать на изменение внутренних и внешних обстоятельств их хозяйственной деятельности. Однако свои планы организация должна отразить в учетной политике, а о некоторых уведомить налоговую службу. Это необходимо сделать, например, если налогоплательщик:

– меняет порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли;
– меняет порядок уплаты налога на прибыль за обособленные подразделения, находящиеся на территории одного региона;
– отказывается от права на освобождение от уплаты НДС;
– решил перейти на УСН или поменять объект налогообложения.

Если организация решила сменить специализацию, разнообразить профиль деятельности, расширить сферу экономических интересов, то в этом случае возможны изменения в методах бухгалтерского учета или расчета налогов. Все это организация должна отразить в приказе об утверждении учетной политики.

Грамотно составленная учетная политика оказывает значительную помощь при защите интересов налогоплательщика в суде.

Так, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа от 25.08.05 г. по делу № А74-461/05-Ф02-4081/05-С1 налоговому органу было отказано во взыскании штрафа с организации за неуплату НДС, поскольку согласно принятой в организации учетной политике в целях налогообложения выручка от реализации работ, выполненных в рассмотренном периоде, не подлежала включению в налоговую базу.

Арбитражным судом Волго-Вятского округа от 13.10.06 г. по делу № А79-843/2006 налоговому органу отказано в удовлетворении требований, так как налогоплательщик избрал учетную политику «по оплате». Следовательно, налоговый орган не вправе применять к нему иной способ определения налоговой базы.

Примечания
1. Аврова И.А., Андреев А.В. Учетная политика для целей налогообложения на 2005 г. М.: Статус-Кво 97, 2004.
2. Бодрова Т.В., Силантьев Ю.В. Налоговый учет и формирование учетной политики для целей налогообложения. М.: Дашков и Ко, 2006. 260 с.
3. Грищенко А. Оптимизация налогооблагаемой базы // Налоговое планирование. 2005. № 1.
4. Грищенко А. Разработка учетной политики на 2007 г. // Аудит и налогообложение. 2007. № 3.
5. Интернет-энциклопедия: толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.encycl.acoona.ru/?id=49150.
6. Краснопёрова О.А. Учетная политика организаций на 2006 г. М.: ГроссМедиа, 2006. 176 с.
7. Николаева С.А. Учетная политика организации для целей налогообложения – отдельный документ, определяющий налоговую политику организации // Русский налоговый курьер. 2000. № 12.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. 552 с.
9. Реформа государственных финансов: Словарь финансовых терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.publicfinance.us/ru.